Какая порода лошадей самая большая в мире?

White shire horse running in the snow

А помните, мы в нашей рубрике САМЫЕ САМЫЕ мы с удивлением рассматривали САМУЮ МАЛЕНЬКУЮ В МИРЕ лошадку. Давайте теперь не упустим возможности и посмотрим на самую большую.

Шайр – английские тяжеловозы, ведущие свой род от боевых рыцарских коней, потомков лошадей Римских Завоевателей и является одной из древнейших тяжеловозных пород. На сегодняшний день трудно однозначно сказать как точно зародилась эта порода, как и в случаях со многими другими древними породами.

Слово «шайр» (Shire) также пришло из Англии, и произошло от саксонского слова «ширан» (schyran), обозначающего «сдвиг» или «водораздел», следовательно, и слово «шайр» является синонимичным этой местности. И такое название порода получила благодаря Королу Генри VIII, который впервые применил Наименование “Шайр” к этим лошадям в начале 16-ого века.

Судьба Шайров неразрывно связана с историей Англии. В период между правлением Генриха 2-го, 1154г., и Елизаветы (начавшееся в 1558г.), правительство постоянно стремилось увеличить рост и поголовье лошадей, называемых «великими». Во время правления короля Джона с 1199 по 1216г., в Англию ввезли около сотни жеребцов крупного телосложения из нижних земель Фландрии, что в Голландии, и отмелей Эльби. Один из авторов того времени описывает этих флемишских лошадей в основной массе как вороных, с белыми отметинами на морде и ногах, зачастую все четыре ноги у них были белы до суставов. Они были рослыми, мускулистыми, на крепких ногах, окаймленных длинными густыми щётками, с сильными крупными суставами. Во времена царствования Генриха VIII, с 1509 по 1547г., особое внимание было направлено на выращивание и разведение сильных лошадей, было утверждено несколько законов, предусматривающих это. Акты, запрещающие использование для разведения лошадей ниже 154 см в холке, а также препятствующие всякому экспорту лошадей, даже в Шотландию, были приняты в 1535 и 1541г.

Самая большая лошадь в мировой истории: Кличка Сампсон (Sampson), рост в холке 2,2 м, вес 1520 кг. Конь породы шайр, мерин, родился в 1846 году в Тоддингтон Миллс, Бедфордшир , Англия. Сэмпсон, принадлежал г-ну Томасу Кливеру. Высота лошади в холке достигала около 2,2 метра когда ему было четыре года, тогда же он был переименован в Мамонта.Его пик веса была зафиксирован на 3360 фунтах (1520 кг). Он был кастрированный примерно в 1,5 года.

Родина шайров — центральные графства Англии: Линкольншир, Дербишир, Лестершир и Стаффордшир. Собственно, «шир» и «шайр» по-староанглийски значит «графство», а сегодня «Шайрами» называют всю центральную Англию. «Лошадь центральных графств» официально получила свое название сравнительно недавно, в 1884 году, хотя первым, кто назвал шайров шайрами, был король Генрих VIII.

Шайры принадлежат к числу тех пород, чье происхождение теряется во тьме веков. Но в своем нынешнем виде эта порода, одна из старейших среди тяжеловозов, сформировалась всего лет двести-триста тому назад, когда с ростом промышленности появился спрос на этих «тягачей повышенной грузоподъемности».

Впрочем, еще римляне, завоевавшие Британию в I веке н. э., застали на острове лошадей очень крупных и массивных (естественно, по тогдашним меркам). Такими британские лошади изображены и на древних монетах. Бритты на тяжелых боевых колесницах на полном скаку бросались на римские легионы, а ведь лошадям мелким и слабым такие маневры не под силу.

Однако родство более близкое и более достоверное прослеживается у шайра с так называемой «большой лошадью» Средневековья (Great Horse), попавшей в Англию вместе с воинами Вильгельма Завоевателя. «Большая лошадь» была способна везти на себе закованного в доспехи рыцаря, чей вес вместе с седлом и полным вооружением превосходил 200 кг! Такая лошадь была чем-то вроде живого танка.

При короле Джоне (1199-1216) во Фландрии, Голландии и в низовьях Эльбы было куплено около ста жеребцов. Лошади, годные под седло рыцаря, были, так сказать, стратегическим ресурсом, и их разведению уделялось очень большое внимание. Например, королевский указ, изданный в 1541 году, под угрозой строжайшего наказания запрещал использовать в разведении жеребцов ниже определенного, совсем не маленького, роста.

Судя по картинам, датированным 15 в., показывающим совершенство их форм, шайры использовались ещё в 16 веке. Несомненно, шайрские лошади использовались как военные.

Большинство людей думают, да и историки утверждают, что рыцари, одетые в тяжёлую броню, с мечом и пикой, ехали в битву верхом на Шайрах. Не все разделяют это мнение, однако, даже в Англии некоторые сомневаются, что это правда. С исчезновением турниров и тяжеловооружённых рыцарей, предки шайрской лошади были взяты в работу в упряжи, тянули повозки по ухабистым неровным дорогам и плуги по фермерским полям.

Большая, английская и вороная. В качестве упряжной породы «большая лошадь» появилась на исторической сцене лишь в конце XVI века, когда необходимость в рыцарском коне отпала. Хроники тех времен упоминают лошадей, способных везти по плохой дороге груз в три с половиной тонны. Надо сказать, тогдашние дороги в основном представляли собой просто разбитые колеи. По словам современника Томаса Бландвиля (1561-1602), в этот период в Англию были завезены немецкие, фризские и фландрские, или фламандские, лошади. Судя по всему, немецкие жеребцы не оказали особого влияния на породу, а вот фризы и фламандцы оставили заметный след. Фризская кровь несколько облагородила облик английской «большой лошади» и сделала ее движения более легкими и свободными. Но все же главными «улучшателями» оказались тяжелые и медлительные фламандские лошади. В XVII веке подрядчики из Фландрии участвовали в осушении болот в Восточной Англии, они привезли с собой большое количество лошадей, которые так и остались в стране и использовались в разведении.

Читайте также:  Какой горшок нужен для Кальцеолярия?

В XVII столетии «большую лошадь» стали называть «английской вороной». Вороная масть была характерна для фламандских лошадей, возможно, благодаря им предки нынешних шайров также были в основном вороными. Название «английская вороная» появилось с легкой руки Оливера Кромвеля, который, кстати, хорошо разбирался в сельском хозяйстве. Правда, есть основания считать, что будущий лорд-протектор на самом деле имел в виду фризов, но название все равно вошло в обиход как обозначение тяжелой английской лошади.

Огромную работу по совершенствованию породы проделал Роберт Бейквелл (1725-1795), один из крупнейших селекционеров своего времени. Используя фламандских маток, Бейквелл настолько улучшил лошадей Лестершира, что породу стали называть «бейквеллская вороная».

Чемпион 1911 года

Благодаря шайрской крови в Шотландии сформировалась своя порода тяжеловозов, также получившая широкое признание, в том числе и за пределами Соединенного Королевства — клейдесдальская. Клейдесдали очень похожи на шайров, но несколько легче и мельче их.

В XIX веке шайры стали самой популярной тяжеловозной породой в Англии и вызывали большой интерес у иностранных специалистов. В начале XX века в племкнигу каждый год записывали около тысячи жеребцов и три-четыре тысячи кобыл, число лошадей на выставках достигало шести-семи сотен.

На американский континент первый шайр ступил в 1836 году, но массовый ввоз этих лошадей в Соединенные Штаты начался только в 1880-е годы. Американские коневоды быстро оценили способность шайрских жеребцов давать рослое потомство даже от мелковатых и сравнительно беднокостных кобыл. За один 1887 год в США было ввезено уже четыре сотни шайров. На рубеже веков великаны с эффектными движениями и струящимися фризами бросили вызов першеронам, самой популярной тяжеловозной породе Америки. С 1909 по 1911 год в племенную книгу было записано около 6700 лошадей, причем 80% из них были рождены в США.

В XIX — начале XX века шайров завозили и в Россию, их использовали для получения крупной транспортной лошади. Князь Урусов отмечал, что племенные шайры, вывезенные в другие страны, оправдывали возложенные на них ожидания лишь при условии, что полученное от них потомство получало обильный корм, и вообще уход за ним был поставлен на должном уровне. По его словам, «эти лошади процветают только в стране с обильными пастбищами и богатым населением, способным сытно кормить их». При своих размерах шайры действительно требуют больше корма, чем другие лошади, но это не относится к концентратам: — главное, чтобы было вволю травы и сена.

Однако автор «Книги о лошади» обращает внимание на еще один нюанс: «при случке с шайрским жеребцом надо внимательно подбирать соответствующую по формам кобылу, иначе получаются чудовищные ублюдки, которые, при плохом корме, развиваются в безобразные и негодные экземпляры».

В общем, скрещивания сочень крупными лошадьми имеют свои сложности. Возможно, из-за этого у нас все-таки шире использовались менее рослые и более сухие клейдесдали. Тем не менее, шайры внесли определенный вклад в создание владимирской тяжеловозной породы, их клички встречаются в родословных наших лошадей в основном с материнской стороны.

Шайры не только самые большие, но и самые многочисленные из английских тяжеловозов. В Великобритании насчитывается около трех тысяч шайров, за ее пределами — еще около тысячи. А ведь несколько десятилетий назад порода оказалась буквально на грани вымирания. В целом судьба шайров в XX столетии типична для большинства тяжеловозных пород. Автомобили и тракторы начали теснить тяжеловозов уже после Первой Мировой войны, но поначалу этот процесс шел не слишком быстро: преимущества техники сперва не были столь очевидны, к тому же «помог» экономический кризис, машины просто были не всем доступны. Однако в 50-х для шайров начались по-настоящему тяжелые времена. Порода, когда-то насчитывавшая около миллиона представителей, сократилась до нескольких тысяч. Фермерам лошади уже не были нужны, и спрос на тяжеловозов катастрофически падал.

Как и во многих подобных случаях, породу спасли энтузиасты, взявшие на себя руководство Обществом заводчиков. Им удалось пробудить общественный интерес к шайрам, стало расти число владельцев лошадей и заводчиков, увеличился экспорт. Сегодня шайров разводят в Ирландии, Германии, Франции, Голландии, Бельгии, Австралии, Новой Зеландии, Канаде и США. Возрождению породы немало способствовали пивоваренные компании, избравшие упряжки из роскошных тяжеловозов на роль живой рекламы. Большое значение имело и проведение выставок, участие в различных шоу. Сегодня ежегодное шоу шайров в Питерсборо собирает около пятнадцати тысяч зрителей.

Племенная книга шайров была основана в 1878 году, а семью годами позже появилось Общество заводчиков шайров. Основателем современной породы можно считать вороного «слепого жеребца из Пэкингтона», жившего во второй половине XVIII века: в родословных лошадей, записанных в первый том студбука, его кличка встречается чаще всего. В 1890 году племенная книга шайров была закрыта: в нее стали заносить только потомство от зарегистрированных родителей. Сегодня она имеет, так сказать, «трехступенчатую» структуру. Помимо основного раздела для чистопородных животных, в ней имеются еще два раздела — «А» и «В». В раздел «А» вносятся кобылы, рожденные от зарегистрированных жеребцов-шайров и незарегистрированных кобыл. Если кобылу из раздела «А» покрыть зарегистрированным жеребцом, то ее дочь может быть занесена в раздел «В», а ее внучка, опять же от жеребца из основного раздела, уже будет считаться чистопородной. Жеребцы, полученные от таких скрещиваний, в разведении не используются. Племенной учет поставлен по всем правилам: для записи в любой из разделов необходимо обязательное тестирование крови на подтверждение отцовства, а в последнее время перешли на тестирование ДНК.

Читайте также:  Как правильно обрезать помидоры в августе?

Практически с самого начала своего существования Общество любителей и заводчиков шайрских лошадей было взято под опеку королевской семьей. Король Эдуард VII даже возглавлял общество с 1886 по 1889 год и вырастил в своем заводе двух чемпионов породы.

Австралийский жеребец Ласкомб Нордрэм (Luscombe Nordram) или просто Нобби. Нобби весит больше тонны, а его рост составляет 2,05 метра. Своими объемами конь напоминает автомобиль.

Густые длинные фризы (волосы на нижних частях ног) — одна из самых заметных особенностей породы. Судя по дошедшим до нас историческим данным, большая оброслость ног, а также гривы и хвоста была свойственна уже древним предкам шайров. На рисунке 1780 года можно видеть шайра, у которого пышные фризы покрывают ноги ниже запястного и скакательного суставов и сзади, и спереди — и, как показывают дошедшие до нас описания, этого коня можно считать вполне типичным представителем породы времен Бейквелла. Ученые-иппологи прошлого даже обнаружили связь между густыми щетками и толщиной костей ног.

Кличка Крэкер (Cracker), Британия, рост в холке 1.98 см, вес 1200 кг. В английском графстве Линкольншир живет крупная лошадь (по данным на 2007год) – 16-летний тяжеловоз старинной английской породы шайр по кличке Крэкер ( Cracker) . Его рост в холке составляет 198,12 сантиметра.

Правда, фризы у шайров прошлого были гораздо грубее, чем у современных лошадей. Сильно оброслые ноги более подвержены мокрецам, однако заводчики заметили, что мокрецы появляются реже на ногах, имеющих не грубые и жесткие, а свисающие шелковистыми прядями фризы. В 50-х годах XX века с целью улучшить качество фризов даже проводились вводные скрещивания с клейдесдалями — кстати, попутно шайры унаследовали от них и огромные, расползающиеся на живот отметины на ногах. В целом же английских заводчиков явно не пугает ни якобы более рыхлый светлый копытный рог, ни длинный волос на ногах — напротив, они просто не представляют своих лошадей без всего этого.

Шайры разводились во всех частях Англии, но в таких округах, как Линкольн, Дерби, Кембридж, Норфолк, Ноттингем, Лейцестер и Хантингтон они были особенно популярны. В истории упоминаются такие названия породы, бытовавшие в старые времена, как: «великая лошадь» (Great Horse), «Военная лошадь» (War-Horse), «Каретная лошадь» (Cart Horse), «Староанглийская вороная» (Old England Black Horse), «Линкольнширский гигант» (Lincolnshire Giant) и, наконец, «Шайр» (Shire). Существовали и различия между внутрипородными типами Шайров, в зависимости от места их происхождения. Шайры, происходившие из своего исторического дома, болот Линкольншира и Кембриджшира, имели тенденцию к большей костистости и оброслости щёток, чем их соседи. Йоркширские и ланаркширские, например, были более сухого телосложения и более выносливые.

Сегодня шайров можно встретить на различных выставках и шоу, как «общеконных», так и специализированных, на крупнейшем из которых выставляется около двухсот лошадей. Когда видишь этих гигантов на выводках или соревнованиях по пахоте, начищенных, ухоженных, с заплетенными и украшенными гривой и хвостом, хочется верить, что англичане сумеют сохранить свою самую большую лошадь.

Из-за своих большого роста и эффектных движений, Шайры стали чрезвычайно популярны у горожан Америки. По окончании Первой Мировой войны, однако, тяжеловозные лошади были вытеснены из городов грузовиками, метро и электрическими трамваями. В то же время фермеры покупали для работ на полях более мелких, и экономичных в содержании лошадей.

На рынке тяжеловозных пород на Среднем Западе стали доминировать брабансоны и першероны, и центр разведения Шайров переместился на запад США. В 1940-х и 1950-х их поголовье продолжало падать, с 1950 по 1959г было зарегистрировано всего 25 лошадей. Сегодня Шайры, как и большинство тяжеловозных пород, возрождаются. В 1985г. в Америке был зарегистрирован 121 Шайр.

Не стоит забывать, что развитие и популяризация Регистра Английских Шайров (English Shire Registry) было, по крайней мере, частично благодаря Американцам, желающим зарегистрировать своих лошадей. Это, конечно, стоило того, так как только зарегистрированных животных можно было разводить как Шайров, но уже на Американской земле.

Наблюдая необходимость в Американских заводчиках с целью продвижения и улучшения породы, британские благотворительные фонды помогали проводить регистрацию в США. В последствии эта задача была возложена на Американскую Ассоциацию Шайров (American Shire Horse Association), организованную 28 апреля 1885. Официально зарегистрирована она была 21 мая 1885.

Одной из причин подъёма интереса было утверждение премий для жеребцов. Деньги для них выделяются Ассоциацией из прибыли скакового тотализатора, и присуждаются на ежегодной мартовской выставке. В этот день вручается более 35 тыс. фунтов стерлингов. Другой причиной роста поголовья стало увеличение рынков сбыта, особенно за рубежом. В последние годы более 100 голов шайров ежегодно экспортируются во все части света. Действующие Ассоциации формируются в Германии, Франции, Голландии, Канаде, США.

В настоящее время лошади шайрской породы активно используются пивоварами. Сегодня на улицах многих английских городов можно встретить стилизованную упряжку, развозящую бочки с пивом. Кроме того, шайров запрягают в фургоны и тележки для различных шоу и праздников. Принимают участие лошади шайрской породы и в соревнованиях по вспашке, а также состязаниях на силу тяги.

Читайте также:  Какой запах отпугивает мышей и крыс?

Самые большие лошади в мире. CC0

Люди и животные

С момента своего приручения человеком в период позднего палеолита, лошадь стала верным спутником и одним из главных помощников человека.

С развитием селекционной работы стали выводить породы выносливых и сильных животных, способных выносить большие физические нагрузки и длительные переходы. Вот о таких породах и пойдёт речь, а в заключение узнаем, какая самая большая лошадь в мире.

Сначала поговорим о породах, а потом представим фото и описание нескольких рекордсменов.

Брабансон

Очень большие лошади: Брабансон

Всем известно, что самые большие лошади в мире были получены путём скрещивания тяжеловозов. Так, в Бельгии была выведена порода Брабансон.

На сегодня это самая сильная порода лошадей, способная транспортировать грузы на большие расстояния. Вес представителей этого вида колеблется от 700 килограмм до тонны. При этом рост их составляет 1 метр 80 сантиметров.

Арден

Арден. CC0

Одна из древнейших пород в Европе, была выведена в горных районах Арденн. Именно там требовались выносливые животные, способные транспортировать тяжёлые грузы по горным дорогам.

Рост этих тяжеловесов не превышает 1 метра 60 сантиметров, но по выносливости они дадут фору любой лошадке. Ещё Наполеон использовал Арденов для транспортировки крупных пушек.

Кстати, на thebiggest.ru есть интересная статья о самых больших животных нашей планеты.

Першерон

Першерон. CC0

Масть этих красивейших лошадей серая, но встречаются и вороные. В холке они достигают 1 метра 75 сантиметров, что делает их одними из самых высоких и выносливых в мире.

Породу вывели во Франции в начале XIX века, и сегодня используется для селекционной работы по всему миру. В США их скрещивают с местными мелкими породами для получения каретной и сельскохозяйственной.

Русский тяжеловоз

Русский тяжеловоз

Автор фото: Iskulikov / Источник: Википедия

Издревле на Руси славились выносливые и сильные породы лошадей. Бесспорно, к этому типу относится и Русский тяжеловоз, который известен далеко за пределами России.

Родословная началась в позапрошлом столетии на основе селекции арденов и першеронов, из-за чего до середины 20 столетия их называли русский арден.

Владимирский тяжеловоз

Владимирский тяжеловоз

Породу вывели путём скрещивания русских пород с английскими шайрами и шотландскими клейдесдалями. Результат поразил всех!

Получилась совершенно новая порода с отличными показателями. Владимирские тяжеловозы легко транспортируют тяжелейшие грузы, а с весом 1 600 килограмм конь может пробежать 2 километра рысью за пять минут, что считается абсолютным рекордом.

Шотландский Клейдесдаль

Очень большие лошади: Шотландский Клейдесдаль

Прародительницами породы шотландских тяжеловозов стали рабочие лошадки Клейдесдаля и фламандские жеребцы.

Первый раз мир услышал о великолепной породе, названной по имени реки, на выставке 1826 года. С тех пор они зарекомендовали себя, как выносливые и неприхотливые животные.

Грациозных лошадок используют в сельскохозяйственных работах, а также на торжественных церемониях.

Шайры

Шайр. CC0

Английские тяжеловозы — самая крупная порода лошадей на планете. Свою замечательную родословную шайры ведут от боевых коней римских легионов и рыцарских лошадок средневековья.

Самая большая порода имеет и своих рекордсменов. Конь по кличке Самсон родился в 1846 году, а когда вырос, вес его составлял более полтора тонн, а рост 2 метра 20 сантиметров.

Этот рекорд не зафиксирован, но размеры Самсона можно увидеть на фото.

Шайр по кличке Диггер

Очень большие лошади: Диггер

Продолжим представление рекордсменов. Шайр по кличке Диггер вполне мог перерасти Самсона. Этот конь, с ростом в 2 метра 2 сантиметра, съедает в день примерно 25 килограмм сена, при этом выпивая 75 литров воды.

Немудрено съедать столько пищи и выпивать жидкости, ведь вес Диггера 1 200 килограмм.

Бруклин Сьюприм

Бруклин Сьюприм

А вот этот конь уже другой породы. Бельгийский тяжеловес по кличке Бруклин Сьюприм настоящий великан.

К десяти годам он вырос до 1 метра 98 сантиметров, а веса набрал чуть меньше полторы тонны. Чтобы подковать этого гиганта понадобились 13-килограммовые подковы. Для сравнения обычные лошади подкованы изделиями с весом в 700 грамм.

Нодди

Очень большие лошади: Нодди

В пятилетнем возрасте английский тяжеловоз Нодди достиг уже высоты 2 метра 5 сантиметров и продолжает расти.

Как и его сородичи-великаны, он поедает огромное количество пищи, а весит 1 200 килограмм. Нодди — частый гость выставок и конкурсов, где фиксируются его рекорды роста и веса.

По

Стоит упомянуть и полного тёзку писателя Эдгара По — коня с ростом более двух метром и весом 1 400 кило. Хозяйка назвала питомца в честь любимого писателя, сократив полное имя до короткого «По».

По очень любит покушать, съедая до 7 килограмм зерна и выпивая более 70 литров воды ежедневно.

Биг Джейк

Очень большие лошади: Биг Джейк

На североамериканском континенте родился ещё один рекордсмен бельгийский жеребец по кличке Биг Джейк. Его рост от земли до кончиков ушей 2 метра 17 сантиметров, что позволило занести его в Книгу рекордов Гиннеса.

Конь стал главным участником выставок по всему миру и телевизионных шоу. Все деньги, заработанные великаном, идут на благотворительность.

Среди всех лошадей в мире на сегодня бельгиец Джейк самая большая лошадь.

В заключение

Шайр. CC0

Лошади, как вы могли заметить, ещё и самые грациозные животные на земле. Самые крупные лошади в мире постоянные участники сельскохозяйственных выставок и конкурсов, где каждый может по достоинству оценить красоту и силу этих удивительных животных.

Ссылка на основную публикацию
×
×