К настоящему времени крестный ход, хоть проходит не очень часто, но все же стал частью жизни большинства городов. Правда, не столь заметной, как это было на Руси, куда процессии пришли из Византии.
Что такое Крестный ход
Крестный ход — это торжественное шествие, которое может проходить как внутри здания церкви, так за его пределами. Так как перед процессией всегда несется Распятие, большой крест, то она издавна именуется крестным ходом.
Как правильно писать и говорить
Так как именование молитвенной процессии происходит от слова «крест», то грамматически верно называть ее «крестным», а не «крёстным» ходом (а вот именование «крёстный отец» (мать) в современном русском языке уже утвердилось). По правилам русского языка, множественное число слова «ход» звучит как «Крестные ходы».
Паломников называют «крестНоходцами», или «кресТнохОдовцами», но не «крестОходцами». Здесь также проверчное слово»крЕстНый ход», не крЁстный.
А крестОходцы (они же крестоносцы) ходили в крестовые военные походы: так католическая Европа утверждала на Востоке христианство. Таково жестокое средневековье:
«Речь папы в Клермоне (Франция) 26 ноября 1095 года имела громадный успех (речь об освобождении Иерусалима от турок): многие тут же дали обет идти против неверных и нашили себе на плечо кресты, отчего и получили название «крестоносцев», а походы — «крестовые». Так был дан толчок движению, которому суждено было остановиться лишь два столетия».
Первые крестные ходы: история
Христиане всегда видели мир как жилище Бога: еще при Апостолах первомученик Стефан говорил, что «Всевышний не в рукотворенных храмах живет» (Деян. 7:48), мир – не только Его творение, но – место пребывания Благодати, хотя поврежденное грехом. Именно поэтому он нуждается в освящении – таков изначальный смысл процессий, возникших, правда, лишь спустя несколько столетий по возникновении Церкви: ведь первые века христиане находились под гонениями, столь открытое исповедание веры было попросту невозможно.
В Византии
Поэтому упоминания о первых богослужебных процессиях встречаются только с V в. Считается, что самое раннее – в житии свт. Порфирия Газского, вместе с верующими совершал процессии:
- чтобы освятить место бывшего языческого капища по строительство христианской церкви;
- ради молитвы о даровании дождя; верующие со свт. Порфирием совершили крестный ход до церкви, где с древности находились мощи христианских мучеников.
Кроме того, согласно исследованиям литургиста 1 пол. XX в. Хуана Матеоса, по крайней мере с того же времени появляется процессия, как часть литургии. Согласно древним богослужебным рукописям из Константинополя, вся ее первая часть, до чтения Евангелия проходила за пределами храма: богослужебная процессия, возглавляемая епископом обходила городские церкви, посвященные святым, поминаемым на этот день, те, где хранились чтимые иконы, празднование которых совершалось. Люди попеременно пели антифоны – нынешний Устав также предписывает петь эти песнопения «на два лика» (хора). Кроме того, диаконы совершали краткие молитвы, исполнялись песнопения святого или праздника. Затем народ входил под своды храма, где читались Апостол, Евангелие, после чего все готовящиеся ко Крещению («оглашенные») покидали церковь, начиналась «литургия верных», собственно Таинство Евхаристии.
Остаток этой практики сейчас можно увидеть во время совершения литургии архиерейским чином: во время ее первой части епископ восседает посреди храма, а не во алтаре, как бы символически находясь на крестном ходе (который сейчас уже не совершается).
Кроме того, особые процессиипроходили:
- на большие праздники; например, у греков существовало «Шествие на осляти» на Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье), где «в лицах» представлялась Евангельская история; древнее происхождение имеет также Пасхальный крестный ход;
- в Великую Субботу, когда совершался особый ход с Плащаницей – погребение Спасителя; подобная же процессия проходила на Успение Богородицы;
- на престольные праздники отдельных храмов;
- наконец, по-прежнему, как во времена свт. Порфирия широко были распространены молебные ходы: во время засухи, болезней, нападения врагов.
Традиции на Руси
Новокрещенные славяне не только восприняли византийскую практику, но полюбили ее. Здесь до середины XVII в. совершались все принятые у греков процессии.
Иногда«под крестный ход» часто формировалось даже городское пространство. Например, конечной точкой «Шествия на осляти» в Москве был Покровский собор («храм Василия Блаженного»), один из оригинальнейших, красивейших храмов России – «собор» одиннадцати малых церквей, образ Иерусалима. Именно сюда шествовал «на осляти» Патриарх, представлявший Самого грядущего во Святой град Спасителя.
Русская традиция имела еще другие особенности:
- исторически сложилось, что богослужебные процессии все же происходили после литургии, а не до нее;
- как у греков, широко практиковались ходы во время засухи, нападения врагов; при этом, по обширности территории, в России постепенно появляются многодневные процессии, представляющие уже не только особый чин, но – духовное делание, ведь крестоходцам приходилось преодолевать большие расстояния, путь занимал не один день.
Первоначально такие процессии чаще были связаны со святынями, которые переносились из города в город, например, ради помощи во время вражеских нападений. Например,
- 8 сентября 1395 г. к Москве была доставлена из Владимира икона Богородицы; горожане молились пред ней об избавлении от нашествия среднеазиатского воителя Тимура – и получили просимое;
- особой процессией 1652 г. было перенесение мощей свт. Филиппа Московского из Соловецкого монастыря также в столицу; этот ход занял не одну неделю.
Иногда процессия имела значение паломничества к святыне: например, таковы торжественные выходы царя в разные московские храмы, а также его ежегодные паломничества к различным монастырям, также имевшие вид торжественного шествия.
Были также чтимые святыни, с которыми (или к которым) большие крестные ходы совершались ежегодно. Среди таковых:
- Великорецкий – к месту явления образа свт. Николая Мирликийского; традиция его насчитывает около 600, с момента обретения иконы; – посвященный прп. Иринарху Ростовскому; с XVII в., когдашироко распространилось почитание святого, от Борисоглебского монастыря к колодцу, который ископал подвижник, крестоходцы проходили примерно за неделю; – посвященный иконе Божией Матери из села Коробейниково Алтайского края; ход зарождается с XIX в. — к месту явления образа Богородицы Избавительница от бед
Виды крестного хода
К настоящему времени их существует множество. По месту проведения ходов можно выделить:
- те, которые являются частью богослужения;
- совершаемые вне собственно церковной службы.
Внебогослужебные крестные ходы по времени совершения разделяются на:
- регулярные, совершаемые, например, ежегодно;
- такие, которые разово происходят ввиду какого-либо события.
Многие также выделяют виды процессий согласно их цели: это торжественные, благодарственные, умилостивительные, покаянные.
Крестный ход на Пасху
Крестный ход на Крещение с водосвятием
Он совершается дважды:
- накануне празднования, на Крещенский Сочельник (18 января);
- на сам день праздника (19 января).
Торжественное шествие проходит после литургии, оно может направляться от церкви на реку, озеро, или к колодезю, который устраивается близ храма. Здесь происходит Великое освящение воды с призыванием на нее Благодати Духа, освящением ее чрез погружение креста. Затем вода раздается верующим.
Престольные праздники
В престольные праздники совершается ход вокруг церкви, который совершается на всенощном бдении накануне. Кроме того, крестные ходы могут проходить на дни памяти святого, мощи которого хранятся в церкви: тогда они торжественно обносятся вокруг храма.
Многодневные: как духовное делание
К настоящему времени Большие многодневные крестные ходы получили довольно широкое распространение среди православных. Многие из процессий имеют очень давнюю историю, другие же – появились только на рубеже XX-XXI вв.
Знаменитые маршруты в России, Беларуси, Украине
К настоящему времени возрожденных древних и новых крестных ходов насчитывается не менее 20. Среди них:
- (из Кирова до места явления образа свт. Николая Чудотворца на р. Великой); протяженность пути составляет 150 км, продолжительность – 5 дней, с 3 по 8 июня; традиция известна с XV в.;
- Царский в Екатеринбурге; он ежегодного проходит ночью с 16 на 17 июля, память Царственных Срастотерпцев; ночью у Храма на Крови посвященного их памяти, под открытым небом служится литургия, после чего крестоходцы сразу отправляются до монастыря на Ганиной яме, где были похоронены страстотерпцы; путь заканчивается к 6 ч. утра;
- Почаевский на Украине: его история насчитывает до 400 лет; многодневный маршрут (с 19 по 25 августа) пролегает от села Довжок до Свято-Успенской Почаевской лавры;
- Николаевский – проходит по Николаевской области, а посвящен небесному покровителю этого украинского города, свт. Николаю Чудотворцу; он начинается 16 мая, заканчивается на весенний день памяти святого, 22 мая; традиции чуть более 10 лет;
- Успенский –к обители Успения Богородицы в Жировицах (Белоруссия); он начинается 21 августа, а оканчивается накануне праздника, 27 августа.
В чем смысл и польза
- в освящении земли молитвой, подобно тому, как это делали христиане древности;
- в изменении состояния тех, кто участвует в такой процессии – ведь борьба со злом безбожия должна начинаться с собственной души.
Зачем идут
Это – особый подвиг, который принимает на себя человек, желающий укрепиться духовно, приобщиться к святыням. Это –малая жертва Богу, которую приносит человек, на время отказывающийся от комфорта, привычных благ, чтобы идти многие километры, при любой погоде, часто ночуя под открытым небом.
Как правильно идти (общие правила)
Первым общим правилом является верный духовный настрой, который определяется пониманием значения делания: это не поход, не отдых, от участника требуется не «расслабиться», напротив – собрать духовные силы. Необходимо приготовиться к:
- послушанию; необходимо выполнять указания его руководителей, не проявлять самочиния, которое так любит современный человек;
- терпению неудобств; как говорится на сайте Иринарховского крестного хода, «крестный ход нужен, чтобы пострадать, потерпеть неудобства во благо своей душе», ибо он – не только единение верующих, но также «шествие кающихся грешников»;
- искушениям, которые обязательно последуют; необходимо быть внимательными друг к другу, воздерживаться от раздражительности, бранных слов, осуждения;
- полному воздержанию от спиртного, запрещено также курить во время процессии, на привалах.
Что до подготовки собственно «технической», она мало отличается от обычного приготовления к походу: вещи, нужны туристу, необходимы также крестоходцу. Это спальный мешок, лекарства. Опытные путешественники особенно советуют взять дождевик: очень важно оставаться сухим.
Наталья Сазонова
Список многодневных крестных ходов по России в статье:
«14 дней, 311 километров» — это ежегодный Крестный ход из Нижнего Новгорода в Дивеево «14 дней, 311 километров» — это ежегодный Крестный ход из Нижнего Новгорода в Дивеево
С 17 по 30 июля в Нижегородской области проходит традиционный Крестный ход по маршруту «Нижний Новгород — Дивеево». За две недели паломники преодолеют 311 километров, чтобы 1 августа, в День памяти преподобного Серафима Саровского принять участие в праздничном богослужении в обители, где покоятся его мощи
Горнальская святыня в Курске: с 27 июня по 24 сентября чудотворная Пряжевская икона Божией Матери побывает в 27 храмах Горнальская святыня в Курске: с 27 июня по 24 сентября чудотворная Пряжевская икона Божией Матери побывает в 27 храмах
С 23 июня по 24 сентября 2023 года одна из главных святынь курской земли — Пряжевская икона Божией Матери — будет пребывать в храмах Курска. Об этом сообщила пресс-служба епархии. Чудотворный образ, хранящийся в пяти километрах от Российско-украинской границы (в Горнальском Свято-Николаевском Белогорском мужском монастыре),
Даже в годы советских гонений этот день воскресения Христа помнили и по-своему отмечали. Во всяком случае крашеные яйца и куличи, пусть даже под названием «кекс праздничный», присутствовали почти в каждом доме. Советские власти всячески старались отвлечь народ от религиозных пережитков, и в пасхальную ночь граждане удостаивались чести посмотреть по телевидению концерт итальянской эстрады или что-то в этом роде. Даже фольклор не обошел праздник Пасхи. Всем памятен анекдот про то, как Брежнева приветствовали пасхальным приветствием: «Христос Воскресе, Леонид Ильич!» «Мне уже доложили», отвечал он.
И все это было на фоне того, что немногочисленные по тем временам храмы или молельные дома ломились от народа. В одной Москве более сотни тысяч людей шли в храмы на «пасхальную заутреню». Моя мама рассказывала мне свои воспоминания детства, как прабабушка — певчая церковного хора, будучи уже совсем старушкой, возвращалась на Пасху рано утром домой. Видно было, что она очень устала, но глаза ее излучали какую-то неописуемую радость и любовь.
Нам трудно понять значение Пасхи в те времена. Для многих было подвигом не то что сходить в храм, но и прилюдно разделить с кем-то пасхальную радость, ответив на приветствие: «Воистину воскресе!». Нам, привыкшим уже к священникам и открытым храмам, почти невозможно прикоснуться к тому подвигу, что совершали тогда многие христиане, отправляясь на пасхальное богослужение порой за сотни километров от своего дома. Да, для многих Воскресение Христово было просто народной традицией, но как бы то ни было, она была в «черном списке» советских властей и поэтому празднование Пасхи требовало от людей волевого усилия, определенной смелости, даже подвига.
Прежде чем перейти к разговору о сегодняшнем дне, стоит остановиться и понять, в чем же заключается отличие тех времен. Думаю, что для советского периода характерна такая особенность — даже самая минимальная обрядовая приобщенность к религии требовала от человека личного волевого решения, направленного против безбожной философии, атеистического мировоззрения. Пусть это не всегда была воля «за» Христа и церковь, но все же это было значимо, весомо и самое главное — ответственно. Получается так, что сама форма, пусть и примитивная, в виде хождения со свечами вокруг храма, но все же выражала нечто большее, чем участие. Крестный ход в советские времена был часто выражением личного доверия если не Богу, то опыту предков, церкви, в конце концов. И это очень важно.
А что сейчас?
Весь парадокс заключается в том, что с исчезновением коммунистического противостояния Церкви, с исчезновением препятствий к открытому участию в церковной жизни и снятием ограничений для ее развития так и не произошло осмысление и донесение до народа главного. Нашим согражданам так никто и не объяснил, что вместе с ГКЧП в 1991 году ушла именно эта автоматическая связь формы и личной веры, сопряженной с готовностью нести ответственность. Крестные ходы стали просто формой, которая может выражать веру, а может и не выражать. Большинство людей, присутствующих на пасхальном богослужении, и не догадываются, что причастность к форме, к обряду в большинстве случаев не гарантирует обретение внутреннего содержания.
Я совершенно не против того, что любой желающий может прийти в храм на Пасху, пусть даже он только в этот день и ходит. Я выступаю за то, чтобы не тешить ни себя, ни этих людей пустыми надеждами, что участие в крестном ходе — это что-то самодостаточное. Крестный ход — это своего рода дверь, через которую можно войти в то пространство, где совершается нечто важное для христиан, а можно так и остаться вне этого. Если в советские времена одно пассивное участие выражало активную веру, то в наши дни вера может быть выражена только в активном принятии того наследия, что оставил нам Христос.
Что произошло со Христом?
Один из двенадцати ближайших учеников Христа оставил нам такие воспоминания.
Иисус сказал ученикам: «Вы знаете, что через два дня Пасха. Сына человеческого предадут и распнут на кресте». В тот же день старшие священники и старейшины народа Израиля собрались во дворце первосвященника по имени Кайафа и сговорились тайком схватить Иисуса и убить.
Когда Иисус был в Вифании в доме прокаженного Симона, один из двенадцати, тот, кого звали Иуда Искариот, пошел к старшим священникам и сказал: «Что вы дадите мне, если я выдам вам Иисуса?» Они отсчитали ему тридцать серебряных монет.
В первый день праздника Пресных Хлебов ученики приготовили пасхального ягненка. Когда наступил вечер, Он сел за стол вместе с двенадцатью Своими учениками. Когда они ели, Иисус, взяв хлеб и произнеся над ним молитву благодарения, разломил и дал Своим ученикам, сказав: «Возьмите, ешьте, это Мое тело». Взяв чашу и произнеся молитву благодарения, Он подал им ее, сказав: «Пейте все из нее, это Моя кровь, кровь Нового Завета, которая проливается за стольких людей ради прощения грехов. Говорю вам: отныне Мне уже не пить вино — плод виноградной лозы, — вплоть до того дня, когда Я буду пить с вами новое вино в Царстве Моего Отца».
Пропев псалом, они отправились на Масличную гору. Иисус сказал им: «Все вы отступитесь от Меня этой ночью, но после того как Я воскресну из мертвых, вы найдете Меня в Галилее». Пришли они в место, называемое Гефсимания. Тут появился Иуда, один из двенадцати, и с ним большая толпа с мечами и кольями, посланная старшими священниками и старейшинами. Тогда Иисуса схватили и взяли под стражу, и все ученики покинули Его и убежали.
Толпа, взявшая Иисуса, привела Его к первосвященнику Кайафе, где уже собрались учителя Закона и старейшины. Старшие священники и весь Совет добивались против Иисуса ложных показаний, чтобы вынести Ему смертный приговор. Но хотя многие выступали как лжесвидетели, им это не удалось. Первосвященник спросил Иисуса: «Молчишь? Тебе нечего возразить на обвинения, которые они против Тебя выдвигают?»
Но Иисус молчал. Тогда первосвященник сказал Ему: «Именем Бога Живого заклинаю Тебя, скажи нам, Ты — Помазанник, Сын Бога?» «Это ты сказал, — ответил Иисус. — И больше того, скажу, отныне увидите Сына человеческого сидящим по правую руку Всемогущего и идущим по облакам небесным».
Тогда первосвященник разодрал на себе одежды и сказал: «Богохульство! Зачем нам нужны еще свидетели? Вы сами только что слышали богохульство! Каким будет ваше решение?» «Виновен и должен умереть», — ответил Совет.
Рано утром связанного Иисуса отвели и передали римскому наместнику Пилату. Старшие священники и старейшины стали обвинять Его, Иисус ничего не отвечал им, чем очень удивил наместника. По случаю праздника обычно освобождали одного из заключенных, за которого просил народ. Пилат знал, что Иисуса предали из зависти. Когда собрались люди, Пилат спросил у них: «Как поступить с Иисусом, которого называют Помазанником?» «На крест Его! — отвечали все. — Пусть вина за его смерть будет на нас и на детях наших!» Тогда Пилат велел Иисуса бичевать, а потом распять на кресте.
Воины увели Иисуса во дворец, в помещение для солдат. Вокруг Него собрался весь отряд. Они сняли с Иисуса одежду и надели на Него красный плащ, сплели венок из колючек и возложили Ему на голову, вложили в правую руку палку и, встав перед Ним на колени, насмешливо приветствовали Его: «Да здравствует еврейский царь!» А потом они плевали в Него и били по голове палкой. Наглумившись, они сняли с Него плащ, надели на Него Его одежду и повели на казнь.
Придя на место, называемое Голгофа, что значит «Череп», они дали Иисусу вина, смешанного с горечью. Но Он, попробовав, не захотел пить. Распяв Его, они бросили жребий и разделили между собой Его одежду и уселись стеречь Его. Над Его головой поместили табличку с указанием вины: ЭТО ИИСУС, ЕВРЕЙСКИЙ ЦАРЬ.
Прохожие качали головами и бранили Иисуса: «Спаси себя, если Ты — Сын Бога! Сойди с креста! Других спасал, а себя спасти не может! И Он Царь Израиля? Пусть теперь сойдет с креста — тогда поверим Ему!»
В полдень по всей земле настала тьма до трех часов дня. А около трех часов Иисус вскрикнул громким голосом: «Эли, Эли, лема савахтани!» В переводе это значит: «Боже Мой, Боже Мой! Почему Ты Меня оставил?». Потом, еще раз вскрикнув громким голосом, Иисус испустил дух. И завеса в Храме разодралась надвое, сверху донизу. Земля содрогнулась, раскололись скалы, отворились гробницы, и много умерших из народа Божьего, воскреснув, вышло из могил. А позже, после того как Он воскрес, они вступили в святой город, и их видели многие.
Вечером пришел богатый человек из Аримафеи по имени Иосиф, он тоже был учеником Иисуса. Иосиф, взяв тело, завернул его в чистое льняное полотно и похоронил в своей новой гробнице, которую недавно высек в скале. Привалив ко входу в гробницы большой камень, он ушел. А Мария Магдалина и другая Мария сидели напротив гробницы.
Минула суббота, и на рассвете следующего дня Мария Магдалина и другая Мария пошли навестить гробницу. И вдруг произошло сильное землетрясение. Это ангел Господень спустился с неба и, подойдя к гробнице, отвалил камень и сел на него. Лик его был подобен молнии, а одежды белы как снег. Ангел сказал женщинам: «Не бойтесь! Я знаю, вы ищете Иисуса, распятого. Его здесь нет. Он воскрес, как и говорил вам. Ступайте же скорей и скажите Его ученикам». Те торопливо покинули гробницу и, полные страха и великой радости, побежали рассказать Его ученикам. И вдруг сам Иисус предстал перед ними! «Мир вам!» — сказал Он. Подбежав к Нему, они упали перед Ним ниц и обняли Его ноги.
«Не бойтесь! — говорит им Иисус. — Ступайте, скажите Моим братьям, пусть идут в Галилею, там они Меня увидят».
Одиннадцать учеников отправились в Галилею, на гору, куда велел им прийти Иисус. Увидев Его, они упали перед Ним на колени, хотя некоторые и засомневались. Иисус подошел и заговорил с ними: «Мне дана вся власть на небе и на земле. Итак, ступайте и сделайте все народы Моими учениками. Крестите их во имя Отца, Сына и Святого Духа и научите соблюдать все, что Я вам повелел. И знайте: Я с вами всегда, до конца мира».
Началом чего является крестный ход?
Пасха — это сложное событие, которое начинается с момента предательства Иуды и ареста Христа и заканчивается личной встречей воскресшего Христа с учениками. Все это вместе говорит о сути христианской веры, в конечном итоге торжествующей и ликующей, но требующей понимания, что радость о Христе воскресшем — это обязательно живая причастность к Христу воскресшему. Пасха не может быть радостью о чем-то отстраненном и тем более не может быть сведена к формальному участию в крестном ходе. Пасху нужно принять лично, нужно постараться так или иначе ее пережить.
Именно это принятие воскресшего Христа, начало соединения с ним и отражало в древности шествие новокрещенных христиан в храм на первое свое богослужение и Причастие, отголоском чего и является наш крестный ход вокруг храма. Все дело в том, что первые пять веков, когда закладывались основы православного богослужения, крестили новообращенных всего несколько раз в год и прежде всего на Пасху, прямо перед пасхальным богослужением. Все крещенные собирались вместе и торжественным шествием в белых облачениях, с зажженными свечами шли от места крещения к месту собрания христианской общины, где их встречали торжественным пением «те, кто во Христа крестились — во Христа облеклись!» Это было свидетельство, что крестившиеся во имя Христа теперь могут и должны причаститься Тела и Крови Христа, обрести единение с Ним. После этого входа начиналась подготовка к Причастию и вскоре вся община причащалась из рук епископа.
Тот давний обычай ушел навсегда. Ушли в прошлое и советские времена. Крестный ход стал общедоступным для всех, хотя и диковинным времяпрепровождением. Ночь, свечи, непонятное пение, красивые облачения священнослужителей — все это создает удивительный настрой, дает чувство причастности чему-то сакральному. Для многих — это очень важно, и слава Богу, что люди хоть так участвуют в церковной жизни. Но в том-то и дело, что по-настоящему к сакральному можно приобщиться только волевым усилием веры, только личным доверием Богу, а именно это почти невозможно увидеть в наших крестных ходах.
Пасхальные шествия в наши дни вновь обрели то место, которое имели всегда — они стали началом чего-то более важного, они не более, чем преддверие. Об этом говорит и то символическое осмысление, которое сформировалась за долгие годы церковной истории. Шествие вокруг храма со свечами и пением уподобляет нас ученикам Иисуса, пришедшим к закрытому гробу Христову. Обойдя вокруг храма, все останавливаются перед затворенным входом и только после некоторой паузы начинают славить Христа общеизвестными словами «Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Пропев эту молитву трижды, христиане не расходятся по домам, а входят в храм, где и начинается самое главное — пасхальное богослужение, венцом которого является Причастие.
Что такое Крестный ход? Зачем верующие совершают торжественное шествие с иконой? Читайте об этом на Правмире.
Что такое Крестный ход
Что такое Крестный ход и для чего верующим надо идти в молитвенное шествие с иконой? Чтобы правильно пройти Крестный ход, надо понимать его смысл. Наша жизнь — это длинная дорога и, следуя по этому пути, мы можем, как возрастать в благочестии, так и совершать грехи. Многие события требуют самоотречения, умения преодолевать трудности, идти по длинному жизненному пути с молитвой. Крестный ход — это символическое шествие по жизненному пути. Мы говорим себе и другим, что хотим идти путем Христа, потому что пребывать с Господом — и есть главная цель нашей земной жизни. В это время мы не просто идем, надеясь, что шествие с иконой святого может каким-то волшебным образом подействовать на нас, мы молимся. Крестный ход — время молитвы и размышления о своей жизни, о своем пути и его смысле. Иисус сказал: «Там, где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди них». Это также «общение святых», возможность ощутить единение со своими единоверцами. Проявить любовь и милосердие к тем, кому трудно идти. Вместе молиться. Крестный ход важен для верующих.
Люди организуют шествие с иконами, другими православными святынями, чтобы прославить Господа. Иконы несутся впереди, чтобы святые «возглавляли» шествие с молитвой. Крестные ходы могут проходить по любому маршруту. Иногда ими освящаются участки, которые печально известны трагическими событиями, иногда Крестный ход проходит по маршруту, который имеет для православных некое символическое значение. Но его суть не в расстоянии от точки А к точке Б, а в стремлении прославить Бога и святых Его, в молитве. Крестный ход иногда — прошение (о дожде, об улучшении жизненных условий, о помощи болящих, об упокоении усопших).
Православный Крестный ход: история и традиции на Руси
Древняя традиция Крестного хода начала возрождаться в России совсем недавно. До революции молитвенное шествие было распространенным явлением. В тяжелые времена русских людей поддерживали крестные ходы с иконой святых. Шли тогда не только простые богомольцы, но и высшее церковное духовенство, как это происходит и сейчас. Люди шли за поддержкой к Преподобному Сергию, к Соловецким угодникам, в монастыри и храмы. Великорецкий Крестный ход шел к месту явления иконы Николая Чудотворца. Этот Крестный ход — наверное, самый трудный в истории России. Люди 150 км идут по плохим дорогам, в тяжелых условиях, часть пути проходит по лесу, где дороги отсутствуют совсем. Во времена богоборчества паломников, которые собирались на крестный ход, задерживала милиция. Он был малочисленным. Сейчас же это — напротив одно из самых многочисленных собраний верующих.
Традиции Великорецкого крестного хода 600 лет. Она связана с историей православного чуда. Считается, что некий благочестивый человек проходил около Великой реки и вдруг увидел Небесный свет, напоминающий пламя горящих свечей. В благоговейном страхе он не решался приблизиться к этому месту. Но, возвращаясь домой, он увидел, что свет все еще горит. Он перекрестился и, преодолевая страх, отправился к этому месту. Оказалось, что рядом с небольшим источником находится образ Святителя Николая. Благочестивый человек, которого звали Семен Агалаков в 1383 году помог Церкви обрести Великорецкий образ Николая Чудотворца.
После этого события в близлежащей деревне стали происходить удивительные вещи: исцеления болящих. И к иконе началось паломничество. Сначала люди ходили по одному, а потом вместе. Стали приезжать люди и из других мест, услышав о чуде. Икону, в конце концов, перенесли в Хлынов, но люди ежегодно приносят ее Крестным ходом с молитвенным шествием на место чудесного обретения. Маршрут настолько тяжел, что первые Крестные ходы совершались по воде.
Современные паломники окунаются и в воду святого источника на месте обретения иконы, когда совершают крестный ход. Там же построена небольшая часовня. А жители сел Медяны и Мурыгино стоят на коленях и осеняют себя крестным знамением, когда молитвенное шествие проходит мимо.
Отец Александр Зверев, настоятель Великорецкой церкви с 1994 по 2005 год рассказывал, что произошло еще одно древнее чудо, когда строители, заложившие церковь на месте явления иконы на утро обнаружили бревна далеко от этого места. Так повторялось несколько дней. И еще одно удивительное событие: в 1554 году большой пожар уничтожил собор, в котором находилась Великорецкая святыня, но икона не пострадала. Год спустя, образ совершил свой первый путь к месту обретения иконы Крестным ходом. Великорецкую икону провожали с большим почетом. Она побывала в Казани, в Нижнем Новгороде. В столице образ встречал Иван Грозный. Царь решил освятить придел собора Василия Блаженного в честь Вятского святого. Михаил Федорович Романов в непростые годы русской смуты также просил принести образ в Москву.
Виды Крестного хода
Крестный ход может быть посвящен тому или иному чудесному событию, важной дате. Церковному празднику (например, на Пасху). Может проходить по важному для людей участку, чтобы освятить его всеобщей молитвой
Он может отличаться по маршруту. Как по длине маршрута, так и по форме. Так иногда верующие ходят по кругу. Такое шествие с иконой совершается не случайно. Круг — это символ бесконечности, Вечной жизни, которую дарует нам Господь.
Но Крестный ход может иметь и конечную точку. Как путь Христа на Голгофу, когда его сопровождали ученики или путь жен мироносиц ко Гробу Христа.
Вместе с иконами на молитвенном шествии впереди люди несут Крест. Поэтому ход и называют «крестным». Этот обычай есть не только в православной, но и в католической церкви.
Крестный ход у католиков
Самым первым Крестный ход, не осознавая этого, совершил император Константин I великий. Он увидел в небе Крест и слова «Сим победиши». Император приказал изготовить знамена и щиты с изображением Распятия, и так его войско пошло на врага. Сейчас эту роль исполняют во время Крестного хода хоругви.
В основном Крестные ходы совершают:
- На большие церковные праздники
- Для освящения мест, где произошли православные чудеса
- Для погребения усопших
- Для просьбы о спасении в трудные времена или во времена засухи на местах, где необходим дождь (для примера)
Отдельную роль играет и миссионерство. Так, благодаря Великорецкому крестному ходу, многие местные жители из близлежащих сел, могли приобщиться к древней церковной традиции и помолиться.
Крестный ход обычно идет против солнца.
Молитвенное шествие сейчас совершается не только пешком. Так Крестный ход проводят православные байкеры на мотоциклах, трудные участки пролетают на вертолетах, а водные пути проплывают на катерах. Поэтому в данном случае слово «ход» имеет только формальное значение.
Крестный ход может быть не только взрослым, но и детским. В некоторых епархиях проводят специальный крестный ход для детей.
Совершается он и для людей с особенными потребностями. В Курской епархии проводится крестный ход с сурдопереводом для глухих и слабослышащих.
Ежегодные Крестные ходы в России
Крестный ход — молитвенное шествие с иконой
Великорецкий крестный ход
Великорецкий крестный ход обычно самый многочисленный. Он проводится с 3 по 8 июня каждого года. Число паломников исчисляется десятками тысяч. Так в 2008 году насчитали 30 тысяч человек. Стартует Крестный ход из Кирова, идет в село Великорецкое и возвращается снова в Киров. Этот крестный ход считается самым трудным по протяженности и особенностям маршрута.
Георгиевский крестный ход
Георгиевский крестный ход ежегодно совершают в Санкт-Петербурге. Молитвенное шествие с иконой святого Георгия проводят, чтобы почтить память погибших в Великой Отечественной войне.
Крестный ход памяти всех новомучеников и исповедников Российских
Крестный ход памяти всех новомучеников и исповедников Российских проводит Саратовская епархия. Он посвящен памяти погибших во времена гонения на Церковь советской власти. Тогда были убиты насельники пещерного монастыря.
Крестный ход «Тропой преподобного Сергия»
Крестный ход «Тропой преподобного Сергия» идет по Радонежской земле. Молитвенное шествие с иконой Преподобного Сергия Радонежского проходит по местам, которые связаны с земной жизнью и чудесами по молитвам святому Сергию.
Волжский крестный ход
Волжский крестный ход организуется в Тверской епархии. Он идет от истока Волги к Днепру и Западной Двине, первый Волжский крестный ход проходил по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Пасхальный Крестный ход: правила и значение
Богослужение начинается еще вечером Страстной Субботы. Сначала совершает Полунощница. Эта часть службы исполнена скорбью о земных страданиях Спасителя. Плащаницу Христа (плат с образом Христа во Гробе) окуривают кадилом и перемещают в алтарь. На престоле она пробудет до праздника Вознесения. Далее следует Пасхальная заутреня. Радостный и торжественный звон колоколов возвещает грядущее Воскресение Христово.
Крестный ход проводится и на Пасху
Именно тогда начинается молитвенное шествие на Пасху. Храм обходят трижды, делая остановки у его дверей. Крестный ход стоит у дверей храма. Двери закрыты. Это — символ камня, которым был загорожен вход во Гроб Господень. На третий раз двери храма отворяются, камень падает, и мы слышим Светлую Заутреню. Праздничное пение колоколов во время Крестного хода на Пасху — один из самых сложных видов колокольного звона, который называют «трезвоном». Если вы слышали выражение «трезвон колоколов», то речь идет в первую очередь о Пасхальной службе и звоне во время молитвенного шествия. Колокола в храме «трезвонят» далеко не всегда.
Значение Крестного хода для православного человека
В Церковной жизни существуют внешние традиции и обряды, которые способствуют духовному росту внутри, в душе человека. Молитвенное шествие с иконой (крестный ход) — это новый духовный опыт для христианина, возможность многое переосмыслить, попросить у святых заступничества перед Господом, исцеления или ответа на вопросы, которые терзают человека. Этот опыт невозможно приобрести силой мысли, никакие знания не могут его дать, опыт, который даруют молитвы и единение с братьями и сестрами по вере абсолютно уникален. Во многом Крестный ход — это и жертва, которые христиане приносят Господу.
150 км пути Великорецкого крестного хода — непростое испытание. Крестный ход пробуждает в душах даже людей особое религиозное чувство. Нельзя оставаться христианином только на литургии, христианин верит в Господа и старается жить по его заповедям даже вне стен церкви. И, когда церковная жизнь выходит за стены храма, например, в молитвенное шествие с иконой, даже, если это трудный путь, верующему полезно в нем участвовать.
Крестный ход для верующих
Конечно, стоит оценить и свои физические возможности. Господь не требует от нас невозможного. И хочет «милости, а не жертвы». Богу нужно не слепое исполнение обрядности, а веление души. Поэтому идти на Крестный ход следует, если к этому стремится ваша душа.
Крестный ход. Читать на Правмире:
Крестный ход. Видео:
Великорецкий Крестный ход
Молитвенное шествие на Пасху. Валаам
Молитвенное шествие на Пасху. Богоявленский кафедральный собор в Елохове
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Для православных христиан крестный ход имеет особое значение. «Рамблер» рассказывает, что такое крестный ход, как он появился и что символизирует.
Что такое крестный ход
Крестный ход — молитвенное шествие с большим крестом (отсюда название), иконами и хоругвями, цель которого стать ближе к богу.
Иисус сказал: «Там, где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди них».
Православный христианин всеми своими поступками должен стремиться к богу. Если жизнь — путь, то крестный ход — шествие по этому пути, который неизменно должен приводить к богу. Обычно крест, иконы, хоругви и другие святыни несут впереди процессии, чтобы святые как бы возглавляли ее. Верующие в это время молятся.
Иногда крестный ход совершают вокруг церкви, например, на Пасху, а на Крещение крестный ход проходит с водосвятием.
Когда прошел первый крестный ход
Принято считать, что первый крестный ход совершил император Константин I Великий, причем сделал это сам того не сознавая, когда увидел в небе крест и начертанные слова «Сим победиши». Увиденное впечатлило монарха, он распорядился сделать знамена и щиты, на которых было изображено распятие. После чего войско Константина отправилось на врага. Древняя традиция преобразилась и живет до сих пор, а щиты стали прообразом современных хоругвей.
В честь чего устраивают крестный ход
Крестный ход обычно устраивают в следующих случаях:
- в дни великих церковных праздников, которые еще называют двунадесятыми,
- когда освящают те места, в которых совершились православные чудеса,
- при погребении усопших,
- в трудные времена, например, во время войн, эпидемий, засухи.
Самые известные крестные ходы в России
Великорецкий крестный ход
Самый протяженный и многочисленный, проходит каждый год с 3 по 8 июня, начинается в Кирове, а завершается в селе Великорецкое, в честь которого получил свое название. Здесь в 1383 году Семену Агалакову явился Великорецкой образ Николая Чудотворца. Он шел вдоль берега Великой реки, когда заметил сияние, напоминающее пламя свечей, сначала он не рискнул подойти и посмотреть, но на обратном пути он преодолел свой страх и нашел икону. С тех пор в Великорецком стали происходить чудеса. Сюда потянулись паломники. Потом икону перенесли в Хлынов (сейчас это Киров), но каждый год с крестным ходом икону несут к месту ее явления и обратно. Протяженность крестного хода составляет 150 километров.
Георгиевский крестный ход
Георгиевский крестный ход получил название в честь иконы святого Георгия и проводится в Санкт-Петербурге каждый год. Крестный ход с иконой святого Георгия устраивают, чтобы почтить память всех тех, кто погиб во время Великой Отечественной войны.
Крестный ход памяти всех новомучеников и исповедников Российских
Крестный ход организует Саратовская епархия, он проводится в память о погибших, когда советская власть устраивала гонения на церковь и верующих. В те суровые времена убили насельников пещерного монастыря.
Крестный ход «Тропой преподобного Сергия»
Крестный ход совершается по радонежской земле и посвящен преподобному Сергию Радонежскому. Верующие несут икону святого и идут местам, связанным с его земной жизнью и чудесами, которые он совершил.
Волжский крестный ход
Этот крестный ход проводит Тверская епархия. Верующие идут от истока Волги к Днепру и Западной Двине. Первый Волжский крестный ход благословил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Пасхальный крестный ход
Крестный ход является важной частью пасхальной церковной службы. Верующие во время крестного хода обходят церковь три раза — направление всегда против солнца. В этот момент церковь символизирует гроб господний, а двери — камень, закрывающий вход. Совершив полный круг, шествие останавливается у входа в церковь, двери в это время закрыты, открываются они после третьего круга. И в этот момент начинается Светлая Заутреня, праздничный трезвон колоколов в честь Пасхи.
В чем смысл крестного хода
Для христиан участие в крестном ходе имеет большое значения. Кстати, традиция молитвенных шествий с крестом и иконами есть не только у православных, но и у католиков. Во время крестного хода люди молятся, становятся ближе к богу и друг другу. Это еще одна возможность подумать о себе и своем пути в жизни, о том, как стать ближе к богу, как жить по его заповедям, как открыть свое сердце близким, как нести свет и любовь окружающим.
Крестный ход – уникальная черта восточного христианства. А в России он вобрал в себя еще и элементы древнерусских ритуальных процессий.
Первый крестный ход каждый христианин совершает вокруг купели сразу после таинства крещения. Большинство христиан делают это на руках взрослых, так как сами они еще младенцы. По правилам таинства крещения, после троекратного погружения в купель и миропомазания «новоизбранный воин Христов» трижды делает обхождение купели за священником, который держит в руке крест. Если крестят младенца, то его несет на руках восприемник.
Крестный ход на реку Великую, 1980-е
Крестный ход – это торжественное церковное шествие, когда верующие с пением молебных канонов следуют за святым крестом и иконами, священниками и певчими. Они обходят вокруг какого-то определенного места, например храма или города, или идут по направлению к нему. Особенность крестного хода состоит в том, что это богослужение совершают вне стен храма, оно открыто для всех.
Откуда произошел крестный ход?
«Трубы Иерихонские». Давид Тиссо
The Jewish Museum, New York/Public Domain
Крестный ход – древняя христианская традиция, хотя в Библии под таким названием она не упоминается. В Ветхом Завете говорится о двух подобных шествиях: обходе стен Иерихона с ковчегом Завета и о перенесении ковчега Господня царями Давидом и Соломоном. Эти шествия можно считать прообразом крестного хода, как и вход Господень в Иерусалим, когда Иисуса Христа сопровождал народ с криками «Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!»
Считается, что крестные ходы появились как ответ на еретические шествия, которые проводили еретики-ариане в Константинополе во времена Иоанна Златоуста (IV век н. э.). В противоположность им были учреждены христианские ходы с пением псалмов, ектений, гимнов и молитв. Из византийской традиции крестный ход и перешел к русским православным христианам.
Какими бывают крестные ходы?
«Крестный ход в Курской губернии». Илья Репин, 1880–1883
Третьяковская галерея/Public Domain
Крестные ходы делятся на общецерковные (уставные) и произвольные. Уставные проводят как обязательную часть богослужения. Например, крестный ход на Пасху, крестный ход к водоему на Крещение Господне или троекратное обхождение верующими храма после его освящения.
Произвольные крестные ходы совершаются по благословению священника. К таким относят, например, ходы с молебнами на поля во время засухи или ходы в память святых или случаев чудесной помощи Божией.
По времени проведения крестные ходы бывают однодневными (чаще всего) и многодневными, когда верующие проходят много километров с остановками для ночлега.
Крестный ход как фактор объединения
«Крестный ход». Илларион Прянишников, 1893
Русский музей/Public Domain
В XVII веке вопрос о направлении крестного хода стал одним из ключевых в споре между сторонниками «старого» и «нового» обрядов. Традиционно крестный ход совершался «посолонь» – «по солнцу» или по часовой стрелке. Никоновские реформы направили это движение против солнца (против часовой), что и стало предметом споров и одной из причин раскола Русской православной церкви.
Однако со временем крестные ходы стали одним из немногих ритуалов, которые объединили древлеправославных и христиан. С момента раскола церкви старообрядцам было запрещено проводить крестные ходы, звонить в колокола, возводить храмы и т. д. Однако славить Господа древлеправославные не прекращали. При этом многие почитаемые древние иконы оказались внутри новых храмов, куда старообрядцам было запрещено входить. Получается, что только крестный ход, при котором кресты и святые образа выносили из храма, был шансом для старообрядцев помолиться на них.
Главный смысл любого крестного хода сформулирован еще в Евангелии от Матфея: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них», – говорит Христос. Шествующие за крестом и иконами в торжественной процессии веруют, что духовно ими предводительствует сам Иисус.
Помимо домашних молитв и посещений церковных богослужений, православные христиане имеют еще несколько способов приобщения к церковной жизни. Одним из них является участие в Крестных ходах. Часто они совмещаются с паломническими поездками ко святым местам, с почитанием православных праздников. В чем же такая важность Крестных ходов? Как правильно в них участвовать?
Какой смысл крестного хода
Практически Крестный ход представляет собой пешее путешествие (иногда с использованием транспорта) большого количества верующих и духовенства. Во время хода люди не просто бессмысленно идут к какой-то цели, а молятся, несут иконы.
Символически такое путешествие означает прохождение жизненного пути человека. И можно просто идти куда-то, а можно идти с молитвой и иметь конечной целью Господа. В Крестном ходе явственно ощущается размышление о смысле человеческой жизни. Куда мы идем? Что мы найдем в конце нашего пути?
Общая молитва очень объединяет людей, поэтому важной целью Крестного хода можно назвать формирование православной общины. К сожалению, в современных церквях, особенно в больших городах, как таковой церковной общины может и не быть.
Люди приходят, отстаивают службу в храме, ставят свечи и уходят домой. Прихожане одного храма могут годами не знать друг друга. И когда люди собираются в длительный путь, у них появляется замечательная возможность узнать своих братьев по вере.
Протяженность маршрута может быть самая разная — от обхода вокруг одного храма, до путешествия в другой город. Значение имеет не длительность хода, а молитвенное настроение верующих, их прошения к Господу.
О возрождении Крестных ходов
В современной России сейчас традиция Крестных ходов только возрождается. Десятилетия безбожия, которые пережила наша страна, не могли не оставить отпечатка на духовной и церковной жизни общества. Многие годы Крестных ходов практически не было, несмотря на то, что это очень древняя традиция и до революции в царской России была очень распространена.
Примечательно, что в те времена в таких ходах принимали участие люди из всех слоев населения — и простые крестьяне, и знать, и духовенство. Перед Богом все равны, и наш народ это понимал. Очень часто Крестные ходы организовывались в тяжелые времена для народа. С молитвой шли к преподобному Сергию Радонежскому, к Соловецким святым.
Наиболее известный и многочисленный Крестный ход — Великорецкий — сумел выстоять даже в годы гонений. Тогда в нем принимало участие очень мало людей, их задерживали, допрашивали. Сейчас же это один из самых длинных, сложных путешествий, которое известно на всю Россию и насчитывает тысячи участников ежегодно.
Интересна история возникновения самого понятия. Сам того не понимая, первый Крестный ход совершил император Константин Великий. Однажды ему было видение на небе, в котором он смог различить очертания Креста со словами «Сим победиши».
Вдохновленный правитель отдал распоряжение нанести изображение крестов на щиты и военные знамена своего войска, и именно так отправился на битву с врагом. Отсюда и пошла традиция нести хоругви перед колонной людей.
Какие бывают Крестные хода
Молитвенное шествие может быть приурочено к определенной важной дате, большому празднику (например, часто их устраивают на Пасху). Для освящения какой-то земли, поселения людей также могут устраивать молитвенные шествия.
Маршруты также могут отличаться. Путешествие может идти из одного пункта в другой, а может замыкаться в круг, как символ бесконечности и Вечной жизни. Конечный путь может символизировать путь Христа на Голгофу или путь жен-мироносиц ко Гробу Господню.
В современном мире далеко не всегда Крестные хода совершаются исключительно пешком. Для преодоления больших расстояний может использоваться транспорт. Сейчас бывают особые байкерские Крестные хода, когда колонна людей движется на мотоциклах.
Если шествие входит в паломническую поездку, то часть пути также может быть преодолена на транспорте. Также сейчас иногда устраиваются специальные путешествия для детей, для людей с ограниченными возможностями. Такая деятельность очень важна, поскольку позволяет приобщить к молитвенному труду все слои населения.
Крестный ход на Пасху
Праздник Пасхи стоит обособленно в богослужебном круге. Крестные хода на Праздник Праздников совершаются практически в каждом храме и начинается с вечера Великой Субботы. Начало этой службы скорбное, трагичное, наполненное печалью о смерти Христа.
Плащаница Господа торжественно переносится в алтарь храма, где и будет находиться до самого Вознесения. Селом начинается Пасхальная заутреня, на которой уже раздается праздничный колокольный звон, возвещающий радость о воскрешении Христа.
В этой части службы все прихожане выходят из храма на праздничное и величественное шествие. Оно уже не скорбное, а радостное и светлое. Церковь обходят три раза, делая остановки у входных дверей, которые остаются закрытыми до третьего круга.
Запертые двери храма символизируют камень, которым был привален вход во Гроб Господен. На третий круг двери открываются, символично обозначая, что камень был отвален от Гроба. Далее следует радостная и светлая Пасхальная Заутреня.
Личный молитвенный опыт крайне важен для человека, поскольку позволяет проложить путь к своим личным отношениям с Господом. Также усилия, которые прикладывает человек, терпя испытания в пути, можно рассматривать как небольшую жертву Господу.
Важно! Когда мы трудимся во имя Господне, мы получаем несоизмеримо большие духовные блага.
К примеру, Великорецким Крестным ходом люди проходят расстояние в 150 км. Очень важно понимать, что православие — это не религия выходного дня. Православным человеком надо быть не только по воскресеньям на Литургии в храме, но и вне его, в повседневной жизни. И участие в Крестном ходе полезно для христианина, который видит, что православие живет и дышит даже вне стен храма.
Конечно, очень важно учитывать физическое состояние молящегося. Пройти пешком длительное расстояние под силу не каждому. Нельзя себя ломать и чрезмерно нагружать, объясняя это трудом ради Господа. Все подвиги должны быть по силам человеку.
– Это Ваш первый опыт участия в крестном ходе?
– Я уже третий раз участвую, первый раз, как и многие, пошла за исцелением от болячек. С каждым годом что-то в нас меняется, добавляется, наверное, крохотное зернышко духовности прорастает, и на этот раз я иду совсем с иными мыслями и чувствами. У меня сейчас одно желание – благодарить Бога за все! И за то, что привел меня сюда, и за то, что дает силы идти с молитвой сотни километров, часто по бездорожью, с такими же верующими людьми, с единомышленниками, ставшими для меня родными. Сейчас уже не представляю, что могу жить без этого долгого и трудного крестного хода. Конечно, люди просят Бога о разном, к кому же нам еще обращаться, как не к Отцу нашему Небесному? Но главное все-таки – благодарить за все. Путь, конечно, не простой, и искушений у каждого много. Это и есть, наверное, испытание верой. Враг шепчет тебе на ухо: «Возвращайся домой, хватит, ты устала, дома отдохнешь, на своем диване полежишь». Но смотришь – все терпят, и мне надо потерпеть, а все вражьи помыслы решительно отодвигать в сторону. Крестный ход – это еще хорошая школа терпения.
– Не слишком ли трудный для Вас путь, тем более с ребенком?
– Беспокойство за сына было, конечно. Ивану десять лет, и поначалу он плохо ел – еда не такая, как дома. Но быстро привык к походной кухне. Детей много, им здесь все интересно, а усталости, по-моему, они вообще не чувствуют, хотя в день мы проходим десятки километров. Да и жара была нещадная, но молишься, и молитва помогает. Каждый день исповедь, Литургия, Причастие – это и дает силы. В обычной жизни у нас такой возможности нет, да и ленимся часто ходить в храм. А здесь – каждый день подходим к Чаше, поэтому и усталость не чувствуется. Как будто Господь несет тебя на руках. Иначе как можно пройти 500 километров по жаре и в дождь? А люди идут, и старые, и молодые, и совсем маленькие дети.
– Как Вы считаете, что все-таки главное для такого длительного и трудного шествия – физическая подготовка или духовный настрой?
– Конечно, духовный настрой. Господь такую силу дает, которой нет ни у одного спортсмена. Когда дома в комфортных условиях находишься, кажется, что такой длительный путь не для тебя. На самом деле, эти опасения напрасны. Мы ведь зачем идем? За духовной радостью! И действительно, получаем ее. Духовное состояние не всегда можно описать, как невозможно со стороны понять, что движет людьми, зачем они идут по городам и селам, лесным тропам и трассам. А все эти люди движимы состоянием духа, оно общее у всех, кто внутри крестного хода. Да и батюшки очень заботятся о нас, если кто-то устал, ноги болят, отправляют на кухню, например, картошку почистить, там и отдохнуть можно. Конечно, не все смогли пройти путь до конца, у людей разные обстоятельства, но все равно каждый приобрел полезный духовный опыт. В этом нет сомнений.
– Наверное, не хочется после такой насыщенной духовной жизни возвращаться в обычную, с ее суетой, житейскими заботами?
– Да, это совсем другая жизнь, другое состояние души, очень не хочется его терять. Здесь мы хоть немного, но все-таки меняемся и, возвратившись домой, по-иному смотрим на все. Бывает даже так, что в крестный ход отправляются люди нецерковные, а к концу пути они приходят к вере.
Татьяна Насырова: «Самое трудное – преодолеть себя»
– Что для Вас значит крестный ход?
– Это самое важное событие в году! Я иду уже в пятый раз. Сначала ходили с сыном и мужем, сейчас сын в армии, муж – в командировке, работает вахтовым методом, поэтому идем на этот раз с одиннадцатилетней внучкой. Злата приехала на каникулы из Подмосковья, и я взяла ее с собой.
– Как внучка переносит такое длительное шествие, да еще в жару?
– Она девочка церковная, живет недалеко от Сергиева Посада, часто бывает с родителями на службе. Ей все нравится, дети и молятся с нами, и в купелях купаются, так что жару нормально перенесли. Знаете, никто из ребят по дому не скучает. Дети быстро привыкли и к строгому распорядку дня, и к еде без излишеств, и к ночевкам в палатке или в храме. Спим прямо на полу, а рядом Господь, святые мощи, с икон на нас Богородица смотрит. Где еще такую благодать получишь? Внучка сказала, что обязательно пойдет со мной и в следующем году.
– А как получилось, что Вас определили на кухню?
– Я часто помогала в трапезной Свято-Троицкого кафедрального собора, там и обучилась поварскому делу. А когда отправилась первый раз в крестный путь, заболели с непривычки ноги, меня и отправили на кухню. С тех пор всякий раз несу это послушание. Теперь здесь мое место, кормлю крестоходцев. Когда на кухне не занята, иду со всеми вместе.
– Расскажите, чем кормили богомольцев в пост?
– Как и положено, овощи, рыба, крупы. Брали с собой рыбные консервы, варили супы, тушили картофель с капустой, овощи, зелень. И сладости, конечно, были: конфеты, печенья, пряники. Когда делали остановку, жители несли со своих огородов все, что у них поспело, угощали пирожками. И почти каждый раз кто-то присоединялся к крестному ходу.
– Семья охотно отпускает Вас, все-таки три недели отсутствуете?
– Домочадцы уже к этому привыкли. Пока жива, пока есть силы, буду ходить каждый год, если Бог даст.
– Что запомнилось в этот раз, что особенно порадовало?
– Все радует! Общая молитва, храмы, монастыри, в которых мы останавливаемся, природа, она необыкновенно красива. Рано встанешь: птички поют, реки, озера, леса, запах луговых цветов и трав. Ежедневно совершается Литургия, каждый день мы причащаемся – это радость неизъяснимая. Такая благодать, которую словами не передашь, пока сам не испытаешь. Все делаем вместе. Вечером собираемся на общую молитву, готовимся к Причастию. Утром вместе читаем молитвенное правило и идем на Литургию. Действительно, как одна семья. В этом году нас более ста человек, будет еще больше, когда дойдем до Вавилова Дола, туда каждый год приезжают верующие со всей Саратовской области и из других регионов.
– Как Вы думаете, почему христиане так любят ходить крестным ходом?
– Потому что люди получают такую благодать, которую нигде больше получить не могут. Каждый христианин переживает такое состояние, находясь в церкви, но там оно мимолетно, а в крестном ходе не отпускает тебя все время, пока ты идешь. Когда я только начинала ходить, искушений было много, даже уходила с полпути домой. Было такое. Все-таки это самый длинный по протяженности крестный ход в России. Помню, дошли до Иргизского Нижне-Воскресенского мужского монастыря в селе Криволучье Балаковского района, и я себе сказала: «Хватит! Прошла и так много, возвращайся домой». И я вернулась. Приехала домой и сразу почувствовала себя предателем. Больше двух дней не выдержала, вернулась к своим.
– Скажите, что самое трудное ожидает тех, кто впервые отправляется в длительный крестный путь, к чему надо быть готовым?
– Новичкам обычно трудно даются первые несколько десятков километров, надо устоять, не поддаваться искушениям. Бывает так, что кажется – все, дальше ни шагу! И вдруг откуда-то берутся силы, и продолжаешь идти дальше со всеми. Самое трудное – преодолеть себя, а Господь подхватывает, видя твое намерение. Это и есть соединение с Богом. Для этого мы идем.