Андреэя наскальная: описание с фото, где растет, свойства

Пещера Ласко и доисторическая живопись

Древние люди знали толк в живописи. Особенно хорошо это иллюстрирует пещера Ласко (Grotte de Lascaux) во Франции. Главная особенность этого места — тысячи наскальных рисунков на сводах пещеры, причем большинство из них выполнены с потрясающей реалистичностью.

Где находится пещера Ласко

Она лежит в 1 километре южнее городка Монтиньяк, недалеко от реки Везер в юго-западной части Франции, в регионе Перигор.

История открытия

Пещеру нашли в сентябре 1940 года четверо подростков из близлежащего поселения Монтиньяк.
Она так и оставалась бы скрыта под поверхностью Земли, если бы однажды, во время грозы, от удара молнии не упала сосна. Она то и приоткрыла любознательным ребятам небольшой проход внутрь.
Мальчишки, конечно же, полезли в пещеру и обнаружили множество древних наскальных рисунков. Об этом они сообщили своему учителю, и с тех пор это место под пристальным вниманием ученых.

Структура пещеры

Ласко, расположенная в холме известняковых пород, отличается от большинства пещер данной местности тем, что она довольно сухая. Массивные мраморные слои предотвращают попадание влаги извне, поэтому здесь не образуются отложения кальцитов.

Другими словами, вы не найдете в этой пещере тысячелетних сталактитов и сталагмитов, как, например в известной Пещере Тростниковой Флейты в Китае.

Пещера Ласко имеет относительно скромные размеры и разветвленную структуру.

Общая длина проходов пещеры Ласко порядка 250 метров. Высота сводов в среднем 30 метров. Объем всей пещеры оценивается в 1500 м 3

Рисунки в пещере Ласко

Здесь тысячи рисунков, которые разделяются на 3 категории: животные, люди и символы.
Большинство изображений сделано красным, желтым и черным цветами из сложного многообразия минеральных пигментов.

Одни рисунки сохранились идеально, другие же повреждены или полностью уничтожены. Сейчас порядка 900 из них относятся к животным (среди них 364 лошади и 90 оленей).

Животные показаны не статично, а в движении. Стада лошадей, могучие быки и плавные, грациозные представители кошачьих, бизоны и даже носороги, все они застыли в неуловимом порыве и готовности к атаке. Однако в пещере нет изображений растений или природных ландшафтов. Некоторые ученые предположили, что рисунки показывают древнюю звездную карту с созвездиями. Другие считают пещеру святилищем или культовым местом для древних людей.

Интересный факт: многие доисторические картины сохранились настолько хорошо, что трудно поверить в их возраст. Этот феномен объясняется наличием на сводах своеобразной прозрачной корочки отложений кальцитных солей. Она защищает изображения подобно лаковому покрытию.

Зоны пещеры Ласко

Ученые формально разделяют пещеру на отдельные участки.

Зал быков

Иногда его называют Ротонда. Протяженность этого отрезка 17 метров, ширина 6 метров, высота до 7 метров. Здесь находятся изображения четырех огромных черных быков. Один из них имеет размер более 5 метров. Это самый крупный наскальный рисунок когда-либо обнаруженный археологами. Возможно, этот бык нарисован в натуральную величину.

В этом зале сосредоточена самая внушительная коллекция изображений. Кроме быков, здесь десяток лошадей, несколько оленей и медведь. А также непонятное животное с рогом на лбу. Конечно же, его стали называть единорогом (может быть они все же существовали?).

Осевой проход

Он следует сразу после Зала быков. Его длина тоже около 17 метров, а вот ширина и высота меньше. Здесь также можно увидеть лошадей, оленей и быков. К тому же есть некоторые простые символы.

Пассаж

Эта зона лежит правее осевого прохода. Большинство рисунков здесь повреждено постоянным движением воздуха.

Путь прямо через осевой проход ведет в Неф. Он уже выше, и длина его 20 метров. Здесь можно выделить корову, оленей и бизонов. Плюс к этому много непонятных знаков. В частности участок, поделенный на квадраты. Предположительно это жилище, одежда из лоскутов, а возможно доисторическая ловушка для животных.

Кошачий лаз

Сразу за Нефом есть часть пещеры, где нет рисунков. Затем расположен участок под названием «Кошачий лаз». Он очень узкий. Его длина 20 метров. Большинство изображений на этом участке показывают семейство кошачьих.

Апсида

Эта часть представляет собой круглый грот. Он расположен в месте, где сходятся «Осевой проход» и «Неф». Здесь порядка 1000 изображений животных и различных знаков. Только в Апсиде можно увидеть единственный рисунок северного оленя во всей пещере Ласко.

Шахта

Или как его еще называют «Колодец» лежит сразу после Апсиды. Чтобы попасть в него, нужно спуститься в нижнюю часть пещер на глубину около 5 метров.

Именно здесь есть один из самых таинственных рисунков во всей пещере Ласко. На нём показан человек, который стоит (или лежит, а может падает) между носорогом и бизоном. Причем у человека голова птицы, бизон проткнут небольшим копьем, а носорог, по всей видимости, не выдержав этого безумия, спешит покинуть сюрреалистичный рисунок. Есть версия, что это иллюстрация какого-то мифа.

Схематичное расположение участков представлено на рисунке ниже.

Археологические исследования пещеры Ласко

В ходе изучения, археологи надеялись найти следы захоронений, которые пролили бы свет на жизнь древних людей, но находили только новые и новые рисунки, а также примитивные предметы древнего мира.

На сегодняшний день зафиксировано более 1900 наскальных рисунков (по некоторым данным их количество порядка 6000).
В основном на рисунках представлены различные животные. Напомним, изображены они в движении.

Время, когда были сделаны эти наскальные рисунки, неизвестно. Ученые считают, что это примерно 18-15 век до н.э. Сначала их относили к мадленской культуре, но позже стали ассоциировать с ранней солютрейской культурой.

Археологи нашли в пещере древнейшие орудия. Более 400 каменных предметов, 28 костяных орудий, предметы, похожие на украшения, а также следы красящих веществ, которыми наносились картины.

Расцвет и закат туризма в пещере Ласко

С 1948 года пещеру оборудовали для посетителей. Её популярность постоянно росла. Провелт земельные работы, из-за которых изменился уровень и характеристики почвы. Построили лестницу и провели освещение.

Ежедневное число посетителей приближалось к 1500. К сожалению, это стало пагубно влиять на свойства самой пещеры и особенно её рисунков.

Открытие пещеры Ласко изменило её микроклимат. Туристы ежедневно выдыхали около 50 литров водяного пара и 2500 литров углекислого газа, которые, вступая в химические реакции, стали разрушать тысячелетние защитные слои кальцитовых отложений.

На стенах стали появляться колонии плесени. В частности выделялись так называемые «белая», «зеленая» и «черная» болезни. Это разные виды грибка и плесени, соответствующих цветов.

Так как у нас сайт «Достопримечательности мира», а не «Биология», то расписывать латинские названия плесени, гибка и прочих разрушающих организмов мы не будет. Скажем лишь, что влияние обильного числа посетителей оказалось губительно для пещеры.

В 1957 г. установили систему поддержания микроклимата в пещере. Но она не справлялась с задачей. Пещера медленно разрушалась, рисунки портились. Учитывая крайнюю важность пещеры для исследования, власти решили закрыть её в 1963 году.

Только в 1965-67 годах удалось стабилизировать оптимальную температуру и влажность внутри пещеры.
Стоит отметить, что по сей день в разных участках пещеры периодически образуется плесень. Теперь два раза в месяц команда специалистов в защитных костюмах с хирургической точностью вручную очищает своды от грибка.

15 лет набегов туристов нарушили хрупкий баланс, из-за которого пещера сохранялась многие тысячелетия, а уникальная доисторическая живопись подверглась угрозе исчезновения.

Имитация древней пещеры — Ласко 2

После того, как реальную пещеру Ласко закрыли, ученые сделали массу фотографий расписанных сводов пещеры. Было решено воссоздать часть пещеры в натуральную величину. Построили сооружение, где воспроизвели живопись древней пещеры. Копию стали называть Ласко 2. Она включает в себя Зал Быков и Осевой Проход и лежит в 200 метрах от оригинальной пещеры. В июле 1983 г. её открыли для посещения.

Копии наскальных рисунков Ласко находятся в парке дю Тот недалеко от Монтиньяка.

Ковыль: фото растения, описание и лечебные свойства

  • 24 Сентября, 2018
  • Дикорастущие растения
  • Наталья Пенчковская

Ковыль (фото растения представлено в статье) – это многолетняя трава, которая не встречается на черноземных угодьях. Облюбовала степные, горные и полупустынные земли, расположенные в зонах с умеренным климатом. В различных областях такую траву именуют по-разному. Можно встретить следующие названия: ковыла, кипец, волоски, марьин лен, овечья смерть, любима, свистуха, перник, тирса, степчина, шелковая трава.

Разновидностей растения ковыль, фото которого размещено в статье, довольно много. Некоторые источники указывают от 300 до 400 видов. По внешнему виду они очень схожи между собой. Это высокая трава с коротким и не ползущим корневищем. Стебли поднимаются над поверхностью земли на высоту от 30 до 80 см. Они напоминают густую дерновину с прямыми стеблями и жесткими листьями, похожими на пластины.

В статье рассмотрим описание растения ковыль с фото, где можно встретить такую траву, где применяется, подходит ли для корма животным. Также разберемся, как выращивать данное растение для ландшафтного дизайна, каковы его особенности. Некоторые лекарственные свойства травы используются в лечебных целях, а при каких заболеваниях, узнаете из статьи.

Описание растения

Данная многолетняя трава выглядит эффектно, поэтому ее часто используют для оформления участков. Соцветия представлены метелками и пышными колосками, имеющими по одному цветку с двумя кроющими чешуйками. Жесткие листочки похожи на проволоку, скрученную при основании в трубочку.

Колоски плотно охватывают зернышки до самого их созревания, а впоследствии ость отваливается. Листья растения ковыль скручены в трубочки, но часто можно встретить и плоские разновидности. При цветении образуются крупные колоски, собранные в метелки по несколько штук. Происходит это в мае или начале июня. Однако не стоит ждать цветения в первый и даже во второй год после посадки. Интенсивно начинает цвести степной ковыль на 3-й, реже – 4-й год после посадки.

Читайте также:  Сплахн, или сплахнум бутылковидный: описание с фото, где растет, свойства

Особенности растения

Интересное явление можно наблюдать с наступлением темноты на полях, где произрастает ковыль. С ночным похолоданием на листочки выпадает роса, и нижняя часть растения, которая была раньше скручена в трубочку, начинает выпрямляться. Это прижимает траву ковыль к поверхности земли. При этом метелка с зернышками просто ложится на грунт, цепляясь за выступы колючими щетинками.

С восходом солнца роса испаряется и стебель приобретает свою обычную форму. Трава снова выпрямляется, однако часть зерна остается на земле, прорастая после очередного дождя.

Где растет ковыль

Фото ковыля можно увидеть часто в популярных журналах, так как внешне это очень красивое растение. Его можно встретить во всей Западной Европе, целинных степях России – в южных краях и Сибири.

Много степного ковыля (фото ниже в статье) встречается на бескрайних полях Украины. Особенно распространена многолетняя трава в Херсонской области. В природном заповеднике Аскания-Нова можно сделать замечательные фото растения ковыль, особенно в начале лета, когда пушистые метелки развеваются на ветру.

Также много этой травы растет в заповедной Хомутовской степи, расположенной в Донецкой области Украины. В Западной Европе особенно богата ковылем Венгрия и сухие поля Испании. Некоторые разновидности можно встретить в степи Гоби, в странах, приближенных к Каспийскому и Азовскому морям. Обильно произрастает трава ковыль в Алжире, а также Марокко. Гигантской разновидностью можно полюбоваться на землях Пиренейского полуострова и в странах Северной Африки.

Вред от большого количества ковыля

Сельскохозяйственные работники считают траву сорняком и стараются избавиться от большого ее количества. Вызвано такое отношение тем, что ковыль, во-первых, не участвует в образовании черноземного слоя грунта, во-вторых, после окончания вегетации в корнях растения начинают активно развиваться грибки, которые выделяют в почву кислые ферменты. Это мешает расти другим травам, особенно после засушливого лета.

Большое количество ковыля на лугах приводит к экологической катастрофе, ведь другие травы часто не выдерживают засуху, что дает ему большое преимущество. Ковыль начинает активно распространяться, тем самым забивая другие растения. Люди долгие годы борются с таким доминированием, высаживая более ценные многолетние травы, поливают сухие земли на лугах, давая возможность расти не только ковылю, а и другим видам растений.

Часто наблюдается заковыливание степей после позднего опала травы. Такие участки степи быстро зарастают ковылем и однолетними сорняками. Работникам сельского хозяйства приходится бороться с сорняком всеми известными способами.

Кормовая ценность

Трава ковыля, фото которой вы можете видеть в статье, используется и как кормовая культура. Однако применимы для пастбищного скота только некоторые виды данного растения. Собирают для таких целей ковыль до его цветения, когда стебельки еще не огрубели. Для корма лошадей и овец ковыль смешивают с другими травами и только после этого дают скоту для поедания. Крупной рогатой скотине такой вид травы не скармливают из-за низкой пищевой ценности по сравнению с другими многолетними травами наших степей.

Опасность для скота

При выпасе крупного рогатого скота на открытых пастбищах, особенно во второй половине лета, существует большая вероятность развития так называемой ковыльной болезни. От жестких семян ковыля, которые вонзаются в кожу пасущихся животных, начинается воспалительный процесс, локализованный на поврежденных участках кожи. Скот слабеет и испытывает болезненные ощущения. Приходится обрабатывать ранки и лечить животное.

Декорирование приусадебных участков

Фото ковыля демонстрирует его ценность в качестве декоративной культуры, которую часто используют ландшафтные дизайнеры в оформлении участков земли или альпийских горок. Сажать траву можно уже в апреле или мае, некоторые делают посадку осенью, считают, что таким образом всходы появятся быстрее и будут более стойкими к повреждениям.

Есть два метода посадки – в открытый грунт и рассадой, пророщенной в закрытых помещениях в горшках. В первом случает роется лунка глубиной 3 см с интервалом 20 см одна от другой. Ее заливают водой и помещают семена, которые просто присыпают слоем грунта. Можно слегка вдавить руками поглубже сверху присыпки.

При украшении дорожек вокруг дома можно между посадками ковыля замульчировать почву, а именно посыпать грунт керамзитом или мелкими камешками щебня.

Если вы хотите вырастить рассаду, то в каждом горшочке сделайте отверстие, налейте немного воды и уложите 3-4 зернышка травы ковыля (на фото).

Вдавливать семена в землю не нужно, просто присыпьте посевы 1 см грунта сверху. Можно дополнительно увлажнить почву из пульверизатора. Начинается высадка рассады в марте, а уже через месяц можно определять растения в открытый грунт. Для таких целей выбирайте сухие и не слишком плодородные участки земли, которые не будут подтоплены после дождя, так как ковыль невероятно чувствителен к избыточной влаге. В советские времена поливом лугов избавлялись от такой травы, чем истребили огромные ее количества в природе.

Ухаживать за посевами невероятно просто, ведь ковыль очень устойчив к болезням и разным вредителям. Даже если соседние посадки заражены грибками, то ковыль позаимствует заболевание в последнюю очередь. Но доводить до такого состояния траву не рекомендуется, так как от грибков в грунт попадает кислота, которая повышает кислотность почвы и вредит другим растениям.

Смотрится растение на участке возле дома невероятно красиво, что доказывает фото травы ковыля выше. Да и в засушливое лето вам не придется постоянно заниматься поливом участка, чтобы любоваться пышной растительностью вокруг себя.

Лечебные свойства

В народной медицине часто используют отвары и настойки из различных корешков и трав. Не обошли своим вниманием целители из народа и ковыль, обнаружив его эффективность при лечении таких неприятных заболеваний, как паралич, рассеянный склероз и ревматизм, а также при болезнях щитовидной железы.

Лучше всего для лечения в домашних условиях приобретать уже готовую высушенную траву ковыля в аптеках страны, но если вы решили заготовить материал самостоятельно, то нужно знать некоторые особенности. Собирают траву в мае-июне, то есть до цветения. Самым лучшим лекарственным эффектом обладают перистые ости.

Полезны и листья растения. Заготовленное сырье высушивают в тени. Комната, где происходит сушка, должна хорошо проветриваться. Потом сухое растение измельчают и хранят до использования в бумажных мешочках.

Популярные рецепты

  1. Для лечения увеличенной щитовидной железы (зоба) делают молочный отвар из стакана молока и 2 ч. л. измельченной травы. Проварить необходимо в течение 5 минут, а потом дать настояться полчаса. Пить нужно отвар в течение дня небольшими глотками. Можно его использовать и в качестве примочек на увеличенной железе.
  2. Для избавления от паралича используется следующий сбор: в равных долях соедините траву ковыль и семена мордовника. Затем тщательно перемешайте и возьмите 2 ч. л смеси, залейте стаканом кипятка, накройте крышкой, поставьте отстаиваться, укутав емкость теплым шарфом. Лучше делать это на ночь. Удобнее всего пользоваться термосом. Утром настой процеживают через марлю и пьют маленькими глотками в течение всего дня.

Теперь вы знаете много информации о траве ковыль, которая не только внешне красива, но и полезна для лечебных целей.

Наскальные рисунки древних людей

Задолго до изобретения письменности люди начали искать способы передачи своего видения мира. Рассказывать о переживаниях, привлекать удачу в охоте, делиться сценами из жизни они стали с помощью петроглифов. Так называют наскальные рисунки древних людей, которые выбивали на камнях или наносили краской начиная с эпохи палеолита. Название происходит от двух древнегреческих слов: πέτρος — камень и γλυφή — резьба.

Наскальная живопись первобытных людей найдена по всему земному шару – в 120 странах обнаружено более 35 миллионов петроглифов. Археологические открытия сделаны в Испании, Италии, Германии, Англии, Алжире. В России древние рисунки можно увидеть в Карелии, Мурманской и Воронежской областях, Башкирии, Хакасии (Боярская и Сулекская писаницы). Исследования продолжаются и в наши дни, а уже обнаруженные петроглифы до сих пор хранят немало тайн.

Первые наскальные рисунки

Настоящей сенсацией в научном мире стало открытие древней живописи в пещере Гибралтара. По оценкам ученых, найденные тут изображения сделаны около 40 тысяч лет назад. Это значит, что наши представления о древнем человеке ошибочны – неадертальцы не были примитивными дикарями. Наши далекие предки нашли способ передавать свое восприятие мира, нанося рисунки на скалы.

Первым петроглифы нашел Марселино де Саутуола. В 1879 году вместе с дочкой они исследовали пещеру Альтамира в Испании. Археолог-любитель обнаружил внутри то, что взбудоражило ученых всего мира – рисунки, выполненные в эпоху палеолита. Находка настолько шокировала исследователей, что они сочли древнюю живопись фальсификацией. Однако скоро научному сообществу пришлось взять свои слова обратно и отказаться от обвинений – петроглифы были обнаружены в пещерах других стран.

О чем говорят наскальные рисунки

Изучение петроглифов помогает больше узнать о мире прошлого. Петроглифы – это древние наскальные изображения, уникальные источники информации для научных дисциплин от антропологии до зоологии. Наскальные рисунки первобытных людей говорят о тяге человека к творчеству. С их помощью ученые больше узнают о культуре и быте наших предков, а иногда даже знакомятся с историей местности, где были нанесены рисунки.

Одна из главных археологических достопримечательностей Северной Африки находится в Сахаре. В 1933 году на скалах и в пещерах в Тассилин-Аджере и Акакусе обнаружены петроглифы, которые помогли лучше узнать о прошлом пустыни. Как выяснилось, в эпоху неолита тут был совершенно другой климат и богатая экосистема. Наскальные изображения помогли установить примерные сроки появления новых видов животных – например, верблюдов.

Ученые сравнивают петроглифы с рассказами, с помощью которых древние художники передавали свое видение мира, делились новостями. Важно понимать, что это не рисунки с натуры, а сцены из жизни, переработанные сознанием человека, что они неразрывно связаны с верованиями и обрядами. Исследователи предполагают, что таким искусством наши предки пытались привлечь удачу перед охотой или рыбалкой, задобрить духов, предупредить соплеменников об опасности.

Читайте также:  Тортула сельская: описание с фото, где растет, свойства

Чаще всего изображали животных: оленей, лошадей, кабанов, лисиц. С помощью наскальных рисунков можно познакомиться с видами, которые в наши дни уже не существуют, например, мамонтами и саблезубыми тиграми. Художники эпохи неолита делились сценами из повседневной жизни. Их мысли занимала охота, сражения и обряды. Примечательно, что чем древнее рисунки, тем тщательнее они выполнены. Поздние петроглифы аккуратностью исполнения не отличаются, нередко они даже не завершены. После изобретения бумаги необходимость высекать изображения отпала.

Техника выполнения и материалы

Каждый древнейший памятник живописи особенный. Способы нанесения рисунков, инструменты и краски, выбранные для творчества объекты – все это серьезно различается.

Художники древности использовали для выдалбливания изображений твердые и острые предметы. Во время раскопок археологи находят разные инструменты. Например, на стоянке древних людей Ле Рок де Сер обнаружен каменный резец. Им делали прорези, в которые потом наносили специальную краску.

Древний человек постепенно оттачивал мастерство, пробуя все новые способы и техники. В эпоху палеолита начали использовать штриховку и комбинированную роспись.

Краска древнего человека – охра разных оттенков, марганцевая руда и древесный уголь. Древние художники также использовали мел. Самый, пожалуй, необычный компонент по современным меркам – гуано летучих мышей. Все ингредиенты тщательно растирали камнями, а затем к полученному порошку добавляли животный жир и тщательно перемешивали. Для хранения использовали полые части костей.

После того, как краску заливали внутрь, необычный тюбик «закрывали» – кости с двух сторон запечатывали с помощью затвердевшего жира. Наносили изображения острыми палочками с расщепленными концами. Прообраз современной кисти – кость, к которой прикреплен маленький кусочек шерсти. Обычно сначала выводили контур, а потом закрашивали изображение. Древние художники не останавливались на достигнутом, постоянно экспериментировали и изобретали все новые способы. Например, разбрызгивали краску через тростинку.

Художники древности не уделяли должного внимания композиции и пропорциям тела. Некоторые животные непропорционально большие по сравнению с другими, некоторые – напротив крошечные. Однако все это скорее особенность, чем недостаток. Наши предки нередко создавали детальные и мастерски выполненные объемные изображения, используя рельеф скал для большей выразительности. Воображению, таланту и изобретательности древнего человека можно только позавидовать.

Знаменитые наскальные рисунки

Один из самых известных памятников археологии находится в Испании. Пещера Альтамира, в которой можно увидеть объемные изображения животных, в наши дни закрыта для посещения туристами. Это вовсе не прихоть ученых, а необходимость. Все дело в том, что изображения на сводах пещеры нанесены растительными красками, на которые оказывают губительное воздействие разные неблагоприятные факторы.

Туристы со всего мира стремились увидеть своими глазами древнюю живопись. Это не лучшим образом сказалось на влажности и температуре внутри пещеры. Рисунки покрылись плесенью. Власти Испании сначала ограничили посещение объекта, а затем и вовсе его закрыли. Однако все желающие познакомиться с петроглифами Альтамиры могут побывать в музее, расположенном недалеко от пещеры.

Быки пещеры Альтамира

В разных уголках нашей страны от Красноярского края до Карелии обнаружено немало мест с наскальной живописью. В России петроглифы называют обычно «писаницы». Древние художники не всегда творили в пещерах, излюбленные места – под открытым небом, например, на скалистых берегах рек и озер. Предполагают, что такие места имели для наших предков сакральное значение, рядом с ними проводили обряды и ритуалы.

Капова пещера

С каждым годом интерес к древней живописи растет. Все больше туристов хотят прикоснуться к миру прошлого, полному тайн и загадок. В России можно познакомиться с Беломорскими петроглифами, наскальной живописью Каповой пещеры, Шалаболинской писаницей, петроглифами Канозера и другими памятниками археологии. Не все рисунки можно хорошо рассмотреть в наши дни из-за разрушительного воздействия неблагоприятных факторов. Однако работа по сохранению наскальной живописи и ее изучению ведется непрерывно.


Петроглифы — писаницы или наскальные изображения

Наскальные рисунки древних людей

Задолго до изобретения письменности люди начали искать способы передачи своего видения мира. Рассказывать о переживаниях, привлекать удачу в охоте, делиться сценами из жизни они стали с помощью петроглифов. Так называют наскальные рисунки древних людей, которые выбивали на камнях или наносили краской начиная с эпохи палеолита. Название происходит от двух древнегреческих слов: πέτρος — камень и γλυφή — резьба.

Наскальная живопись первобытных людей найдена по всему земному шару – в 120 странах обнаружено более 35 миллионов петроглифов. Археологические открытия сделаны в Испании, Италии, Германии, Англии, Алжире. В России древние рисунки можно увидеть в Карелии, Мурманской и Воронежской областях, Башкирии, Хакасии (Боярская и Сулекская писаницы). Исследования продолжаются и в наши дни, а уже обнаруженные петроглифы до сих пор хранят немало тайн.

Первые наскальные рисунки

Настоящей сенсацией в научном мире стало открытие древней живописи в пещере Гибралтара. По оценкам ученых, найденные тут изображения сделаны около 40 тысяч лет назад. Это значит, что наши представления о древнем человеке ошибочны – неадертальцы не были примитивными дикарями. Наши далекие предки нашли способ передавать свое восприятие мира, нанося рисунки на скалы.

Первым петроглифы нашел Марселино де Саутуола. В 1879 году вместе с дочкой они исследовали пещеру Альтамира в Испании. Археолог-любитель обнаружил внутри то, что взбудоражило ученых всего мира – рисунки, выполненные в эпоху палеолита. Находка настолько шокировала исследователей, что они сочли древнюю живопись фальсификацией. Однако скоро научному сообществу пришлось взять свои слова обратно и отказаться от обвинений – петроглифы были обнаружены в пещерах других стран.

О чем говорят наскальные рисунки

Изучение петроглифов помогает больше узнать о мире прошлого. Петроглифы – это древние наскальные изображения, уникальные источники информации для научных дисциплин от антропологии до зоологии. Наскальные рисунки первобытных людей говорят о тяге человека к творчеству. С их помощью ученые больше узнают о культуре и быте наших предков, а иногда даже знакомятся с историей местности, где были нанесены рисунки.

Одна из главных археологических достопримечательностей Северной Африки находится в Сахаре. В 1933 году на скалах и в пещерах в Тассилин-Аджере и Акакусе обнаружены петроглифы, которые помогли лучше узнать о прошлом пустыни. Как выяснилось, в эпоху неолита тут был совершенно другой климат и богатая экосистема. Наскальные изображения помогли установить примерные сроки появления новых видов животных – например, верблюдов.

Ученые сравнивают петроглифы с рассказами, с помощью которых древние художники передавали свое видение мира, делились новостями. Важно понимать, что это не рисунки с натуры, а сцены из жизни, переработанные сознанием человека, что они неразрывно связаны с верованиями и обрядами. Исследователи предполагают, что таким искусством наши предки пытались привлечь удачу перед охотой или рыбалкой, задобрить духов, предупредить соплеменников об опасности.

Чаще всего изображали животных: оленей, лошадей, кабанов, лисиц. С помощью наскальных рисунков можно познакомиться с видами, которые в наши дни уже не существуют, например, мамонтами и саблезубыми тиграми. Художники эпохи неолита делились сценами из повседневной жизни. Их мысли занимала охота, сражения и обряды. Примечательно, что чем древнее рисунки, тем тщательнее они выполнены. Поздние петроглифы аккуратностью исполнения не отличаются, нередко они даже не завершены. После изобретения бумаги необходимость высекать изображения отпала.

Техника выполнения и материалы

Каждый древнейший памятник живописи особенный. Способы нанесения рисунков, инструменты и краски, выбранные для творчества объекты – все это серьезно различается.

Художники древности использовали для выдалбливания изображений твердые и острые предметы. Во время раскопок археологи находят разные инструменты. Например, на стоянке древних людей Ле Рок де Сер обнаружен каменный резец. Им делали прорези, в которые потом наносили специальную краску.

Древний человек постепенно оттачивал мастерство, пробуя все новые способы и техники. В эпоху палеолита начали использовать штриховку и комбинированную роспись.

Краска древнего человека – охра разных оттенков, марганцевая руда и древесный уголь. Древние художники также использовали мел. Самый, пожалуй, необычный компонент по современным меркам – гуано летучих мышей. Все ингредиенты тщательно растирали камнями, а затем к полученному порошку добавляли животный жир и тщательно перемешивали. Для хранения использовали полые части костей.

После того, как краску заливали внутрь, необычный тюбик «закрывали» – кости с двух сторон запечатывали с помощью затвердевшего жира. Наносили изображения острыми палочками с расщепленными концами. Прообраз современной кисти – кость, к которой прикреплен маленький кусочек шерсти. Обычно сначала выводили контур, а потом закрашивали изображение. Древние художники не останавливались на достигнутом, постоянно экспериментировали и изобретали все новые способы. Например, разбрызгивали краску через тростинку.

Художники древности не уделяли должного внимания композиции и пропорциям тела. Некоторые животные непропорционально большие по сравнению с другими, некоторые – напротив крошечные. Однако все это скорее особенность, чем недостаток. Наши предки нередко создавали детальные и мастерски выполненные объемные изображения, используя рельеф скал для большей выразительности. Воображению, таланту и изобретательности древнего человека можно только позавидовать.

Знаменитые наскальные рисунки

Один из самых известных памятников археологии находится в Испании. Пещера Альтамира, в которой можно увидеть объемные изображения животных, в наши дни закрыта для посещения туристами. Это вовсе не прихоть ученых, а необходимость. Все дело в том, что изображения на сводах пещеры нанесены растительными красками, на которые оказывают губительное воздействие разные неблагоприятные факторы.

Туристы со всего мира стремились увидеть своими глазами древнюю живопись. Это не лучшим образом сказалось на влажности и температуре внутри пещеры. Рисунки покрылись плесенью. Власти Испании сначала ограничили посещение объекта, а затем и вовсе его закрыли. Однако все желающие познакомиться с петроглифами Альтамиры могут побывать в музее, расположенном недалеко от пещеры.

Читайте также:  Поттия усеченная: описание с фото, где растет, свойства

Быки пещеры Альтамира

В разных уголках нашей страны от Красноярского края до Карелии обнаружено немало мест с наскальной живописью. В России петроглифы называют обычно «писаницы». Древние художники не всегда творили в пещерах, излюбленные места – под открытым небом, например, на скалистых берегах рек и озер. Предполагают, что такие места имели для наших предков сакральное значение, рядом с ними проводили обряды и ритуалы.

Капова пещера

С каждым годом интерес к древней живописи растет. Все больше туристов хотят прикоснуться к миру прошлого, полному тайн и загадок. В России можно познакомиться с Беломорскими петроглифами, наскальной живописью Каповой пещеры, Шалаболинской писаницей, петроглифами Канозера и другими памятниками археологии. Не все рисунки можно хорошо рассмотреть в наши дни из-за разрушительного воздействия неблагоприятных факторов. Однако работа по сохранению наскальной живописи и ее изучению ведется непрерывно.


Петроглифы — писаницы или наскальные изображения

10 удивительных наскальных рисунков, которые произвели переворот в научном мире

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Скала белого шамана

Эта древняя наскальная картина возрастом 4000 лет находится в низовье реки Пеко в Техасе. На гигантском изображении (3,5 м) показана центральная фигура в окружении других людей, проводящих какие-то ритуалы. Предполагается, что в центре изображена фигура шамана, а сама картина изображает культ некой забытой древней религии.

2. Парк Какаду

Национальный парк Какаду – одно из самых красивых мест для туристов в Австралии. Особо он ценится своим богатым культурным наследием — в парке собрана впечатляющая коллекция искусства местных аборигенов. Некоторым из наскальных картин в Какаду (который был включен в фонд всемирного наследия ЮНЕСКО) исполнилось почти 20 000 лет.

3. Пещера Шове

Еще один объект из всемирного наследия ЮНЕСКО расположен на юге Франции. В пещере Шове можно найти более 1000 различных изображений, большинство из них – животные и антропоморфные фигуры. Это одни из самых древних изображений, известных человеку: их возраст датируется 30 000 – 32 000 годами. Около 20 000 лет пещеру завалило камнями и она сохранилась в великолепном состоянии до наших дней.

4. Куэва-де-Эль-Кастильо

В Испании недавно была открыта “Пещера Замка” или Куэва-де-Эль-Кастильо, на стенах которой нашли самые древние наскальные рисунки в Европе, их возраст на 4 000 лет больше всех наскальных росписей, которые находили ранее в Старом Свете. На большинстве изображений встречаются отпечатки рук и простые геометрические фигуры, хотя также есть изображения странных животных. Один из рисунков, простой красный диск, был сделан 40 800 лет назад. Предполагается, что эти росписи были сделаны неандертальцами.

5. Лаас-Гааль

Одни из самых древних и хорошо сохранившихся наскальных росписей на африканском континенте можно найти в Сомали, в пещерном комплексе Лаас-Гааль (Верблюжий колодец). Несмотря на то, что их возраст составляет “всего” 5 000 – 12 000 лет, эти наскальные картины сохранились просто идеально. На них изображены в основном животные и люди в церемониальных одеждах и различных украшениях. К сожалению, этот замечательный культурный объект не может получить статус всемирного наследия, поскольку он расположен в районе, где постоянно идет война.

6. Скальные жилища Бхимбетка

Скальные жилища в Бхимбетка представляют собой одни из самых ранних следов жизни человека на индийском субконтиненте. В естественных скальных укрытиях на стенах встречаются рисунки, которым исполнилось около 30000 лет. Эти росписи представляют период развития цивилизации от мезолита до конца доисторического времени. На рисунках изображены животные и люди за повседневной деятельностью, такой как охота, религиозные обряды и, что интересно, танцы.

7. Магура

В Болгари наскальные рисунки, найденные в пещере Магура, не очень старые – им от 4 000 до 8 000 лет. Интересны они материалом, который использовался для нанесения изображений – гуано (помет) летучей мыши. Кроме того, сама пещера образовалась миллионы лет назад и в ней были найдены другие археологические артефакты, такие как кости вымерших животных (к примеру, пещерного медведя).

8. Куэва-де-лас-Манос

“Пещера рук” в Аргентине славится своей обширной коллекцией оттисков и изображений человеческих рук. Датируется эта наскальная живопись 9 000 — 13 000 годами. Сама пещера (если точнее, система пещер) использовалась древними людьми еще 1 500 лет назад. Также в Куэва-де-лас-Манос можно найти различные геометрические фигуры и изображения охоты.

9. Пещера Альтамира

Картины, найденные в пещере Альтамира в Испании, считаются шедевром древней культуры. Каменная живопись эпохи верхнего палеолита (14 000 – 20 000 лет) находится в исключительном состоянии. Как и в пещере Шове, обвал наглухо запечатал вход в эту пещеру около 13 000 лет назад, поэтому изображения остались в первозданном виде. На самом деле, эти рисунки сохранились так хорошо, что когда они были впервые обнаружены в 19-й веке, ученые посчитали их поддельными. Потребовалось много времени, пока технология не позволила подтвердить подлинность наскальной живописи. С тех пор пещера оказалась так популярна среди туристов, что ее пришлось закрыть в конце 1970-х, поскольку большое количество диоксида углерода от дыхания посетителей начало приводить к разрушению живописи.

10. Пещера Ласко

Это, безусловно, самая известная и самая значительная коллекция наскального искусства в мире. В этой системе пещер во Франции можно найти одни из самых красивых 17 000-летних картин в мире. Они очень сложные, очень тщательно сделаны и при этом прекрасно сохранились. К сожалению, пещера была закрыта более 50 лет назад из-за того, что под влиянием углекислого газа, выдыхаемого посетителями, уникальные изображения начали разрушаться. В 1983 году была открыта репродукция части пещеры под названием Ласко 2.

Огромный интерес вызывают и 5 удивительных археологических находок, которые были сделаны в 2015 году . Они будут интересны не только профессиональным историкам и искусствоведам, но и всем, кто интересуется историей.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Сон-трава – лекарственное растение и нежный цветок с древней историей

Описание растения

Многолетнее травянистое растение — сон-трава, относится к семейству лютиковых, имеет множество названий: подснежники, ургульки, сон чернеющий. Высота растения – 10-15 см, некоторые виды могут достигать 40 см в высоту. Его легко узнать по густо опушенным фиолетовым листьям, толстым стеблям с одиночными крупными бутонами. Цветы распускают одновременно с листьями или раньше них.

Размножается растение корневищем и семенами. Ареал произрастания сон-травы – Западная и Центральная и Восточная Европа, Кавказ, Центральная и Южная Азия, Северная Америка.

Существует 40 видов сон-травы, 26 из них растут на евразийском континенте, имея различный окрас бутонов: сиреневый, фиолетовый, лиловый, голубой, красный и белый.

В медицине востребованы только 2 вида:

  • прострел луговой;
  • прострел раскрытый.

В ландшафтном дизайне прострел, благодаря декоративным цветам и плодам, используется для украшения рокарией и альпийских горок.

Сон-трава часто упоминается в различных приданиях:

  • легендах Крыма;
  • скандинавском эпосе «Эдда»;
  • Киево-Печерском патерике.

Внимание! Согласно народным приметам, сон-трава защищает от порчи и сглаза, если носить ее на себе, а если положить под угол дома, во время строительства, то защитит его от пожара и молнии.

  • органические кислоты;
  • флавоноиды;
  • камфору;
  • эфирные масла;
  • танин;
  • анемонин;
  • ранункулин;
  • дубильные вещества;
  • витамин C.

Полезные и вредные свойства

Сон-трава, как лекарственное растение, известно очень давно и активно применяется в народной медицине. Ее научное название — Pulsatilla patens.

Его лечебные свойства обусловлены химическим составом, оказывающим:

  • антибактериальное;
  • противогрибковое;
  • анестезирующее;
  • седативное;
  • спазмолитическое действие, снотворный и гипотензивный эффект, замедляет сердечный ритм и стимулирует дыхание.

Основываясь на лечебных свойствах растения, народная и официальна медицина рекомендует его использовать для лечения:

  • заболеваний мочеполовой системы;
  • начальных форм гипертонии;
  • мигрени;
  • глаукомы;
  • тахикардии;
  • сердечной недостаточности;
  • головокружения;
  • нервных и психических расстройств;
  • бессонницы.

Сон-трава, как ценное лекарственное сырье, активно используется в ветеринарии и для создания гомеопатических препаратов – Pulsatilla.

Применяя спиртовые настойки на основе сон-травы наружно, можно облегчить состояние при болях в суставах, ревматизме, остеохондрозе, радикулите и невралгии.
Наружное применение настоя прострела в виде примочек и ванночек рекомендуется при нарывах, ранах, фурункулезе, гнойниках, грибковых заболеваниях.

Употребление препаратов на основе сон-травы вовнутрь назначается при бронхите, коклюше, астме, туберкулезе. Водный настой сон-травы может использоваться при лечении нервной системы, почечных колик, заболеваний печени, импотенции у мужчин, нарушении женского менструального цикла.

Противопоказаны препараты на основе прострела лугового:

  • при гастритах;
  • при невритах;
  • при воспалительных процессах печени и почек;
  • в период беременности.

Где растет сон-трава?

Сон-трава встречается в европейской части России, в Западной Сибири, в районе озера Байкал, на Дальнем Востоке. Основное место произрастания – сухие, хорошо освещенные солнцем места:

Заготовку прострела лугового производят во время цветения, которое в разных регионах России проходит в разное время. В средней полосе сон-трава цветет в середине весны — конец апреля-первая половина мая. Продолжительность цветения – до 3 недель. Собирать растение необходимо в перчатках.

Внимание! Сок, выделяющийся во время срезки, при попадании на открытые участки кожи способен вызывать ожог.

Прострел можно выращивать в теплицах и садах, для этого его высевают семенами на достаточно освещенных или немного притененных участках, выбрав для него легкую, хорошо дренированную почву. На одном месте сон-трава может расти десятки лет.

Не стоит пробовать пересадить дикорастущие кустики сон-травы к себе в сад, выкопанные растения на новом месте не приживаются.

Нежный цветок сон-травы относится к первоцветам, из-за чего его активно собирают ранней весной, беспощадно вырывая с конем. Как результат такого отношения — практически все виды сон-травы относятся к исчезающим или редким растениям, занесены в Красные книги разных стран.

Применение сон-травы — видео

Ссылка на основную публикацию